Сегодня - всемирный день аутизма.
Такое понятие, диагноз и эта особая дата в календаре появилась недавно: в 2008 году.
Аутизм - это что такое?
Если по-простому: нарушение общения.
Человек - животное социальное, коллективное. Отнюдь не индивидуальное. То есть ценность одтельной личности в нас, как животных, не заложена, а вот взаимодействие, взаимопомощь - да.
Если человек талантлив, имеет высокий уровень интеллекта, хорошее образование, а то и 2-3, то это еще не делает его непременно успешным. Успешным его делает умение общаться, строить отношения, налаживать контакты, избегать и гасить конфликты, приспосабливаться к обстоятельствам. Кто-то учится этому легко, походя. Кто-то вынужден идти на дорогие тренинги общения. А кто-то и не учится: куда как просто обвинять окружающих, правительство, родителей в своей неуспешности, непризнанности.
Аутисты - те, для кого общение очень сложно, иногда - невозможно. И это, надо сказать, при изначально здоровом мозге.
А что, раньше аутизма не было?
Почему, был конечно. Еще лет десять назад тяжелым аутистам ставили странный диагноз: "вялотекущая шизофрения". Что в переводе на русский порой означало: "не знаю, что с ребенком, но в армии ему служить не стоит". А в лёгкой форме... Вспомните слово "БИРЮК" - это и есть аутист, наш родной, доморощенный. Причем, большинство аутистов - мальчики, мужчины.
Сейчас существуют системы ранней диагностики, помощи, индивидуальному обучению и "вписанию" таких детей в общество. Но кое-что должен знать каждый родитель
Эта схема взята у фонда "Выход": Это лишь некоторые из возможных симптомов аутизма, их комбинация и степень выраженности может быть различной у каждого отдельного человека. Адаптация схемы профессора Рендел-Шорта, Австралия. (http://www.facebook.com/outfund)
По словам доктора Ребекки Де Ланда, директора Центра аутизма и связанных с ним расстройств в Институте Кеннеди Кригера в Балтиморе, родители должны иметь возможность определить предупреждающие сигналы возможного наличия у ребенка расстройства аутистического спектра и других нарушений коммуникации.
Доктор Ланда рекомендует, чтобы родители во время игры со своими детьми в возрасте от 6 до 12 месяцев обращали внимание на следующие признаки, которые были связаны с последующим установлением диагноза «аутизм» и других нарушений в коммуникации:
1. Ребенок редко улыбается при приближении человека, который осуществляет уход за ним.
2. Редко пытается имитировать звуки и движения, которые делают другие люди, например, улыбку и смех, во время простого социального обмена.
3. Задержка появления у младенца лепета или его редкое проявление.
4. Отсутствие у ребенка реакции на свое имя или ее все более редкое проявление в возрасте от 6 до 12 месяцев.
5. Неиспользование жестов для общения по достижению 10-месячного возраста.
6. Скудный зрительный контакт.
7. Ребенок нечасто ищет внимания родителей.
8. Постоянное напряжение рук, ног или проявление необычных телодвижений, таких как вращение кистями рук, принятие необычных поз, и другое повторяющееся поведение.
9. Ребенок не тянется к взрослому, когда тот протягивает руки, чтобы поднять его.
10. Задержка в развитии моторных навыков, в том числе позднее приобретение навыка переворачиваться и ползать.
Впрочем...
Да, мы, конечно, очень общительные, коллективные... Конечно, одиночное заключение - самое жестокое наказание...
Но каждому иногда хочется побыть наедине с собой, выключив телефоны, компы и проч.
Хочется тишины и покоя.
Хочется отгородиться от людей и информации.
"Чтоб не приставали и не доставали".
Может, мы все тоже немного аутисты?