Как воспитать самостоятельного ребенка
Педагогам, работающим по системе Монтессори, хорошо удается воспитание самостоятельных детей — и даже помогать в этом родителям, которые все норовят «подстелить соломки» по поводу и без. Если вы узнаете в этих историях себя, возможно, увидите и способ, как предоставить ребенку больше самостоятельности.
Поведение воспитателя — поведение официанта
Недавно меня пригласили на ужин в эксклюзивный ресторан. И как всегда, я с интересом наблюдала за работой официанта. Ведь Мария Монтессори сравнивала поведение умелых воспитателей с работой хорошего «waiter» — официанта. «To wait» по-английски означает «ждать», а значит, «waiter» — это тот, кто умеет ждать.
Знаете, чем хороший официант отличается от плохого? Он всегда держится в тени и подходит только тогда, когда действительно нужно, а затем незаметно удаляется, не стоит у гостя над душой. Качество ресторана определяет не только замечательная еда, но и опытные официанты.
Вы хоть раз видели официанта, который поправляет гостю столовые приборы или копается в его тарелке? Конечно же нет! Но давайте начистоту: как часто мы «копаемся» в делах наших детей? Причем напрасно...
Сделать ребенка самостоятельным — не значит бросить его. Подумаем над поведением официанта. Он держит необходимую дистанцию и внимательно наблюдает. Он следит за тем, чтобы у его гостя все было. Он подходит только тогда, когда действительно нужен.
Мы, конечно, ребенка не «обслуживаем». Мы помогаем ему стать сильным, разумным и ответственным человеком и обеспечиваем его всем, что для этого может понадобиться. Это и есть «поведение официанта». Давайте сопроводим эту манеру поведения чуткой, теплой и полной доверия любовью. И предоставим ребенку больше свободы действий, чтобы он смог в полной мере проявить себя.
Мне возразила одна мама:
— Это все хорошо и правильно. Только это проще сказать, чем сделать! У меня столько работы, ни минуты лишней нет. Моя Ева должна быть в детском саду в девять. И что мне делать, если пора выходить, а она не хочет одеваться? Я сажусь и сама завязываю ей шнурки. Над ней будут смеяться, если она опоздает. Я ведь должна уберечь ее от этой неприятности, правда?
Как не делать проблему ребенка своей собственной
Когда Ева копается, вместо того чтобы собираться, то опоздание — это ее проблема. Нужно дать ей самой расхлебывать последствия ее медлительности, пусть даже и неприятные.
Да, ее товарищи могут посмеяться, а воспитательница — сделать замечание. Зато, скорее всего, в следующий раз она придет в детский сад вовремя.
С недавних пор мама Евы ставит перед ней на стол песочные часы:
— Когда песок закончится, это будет означать, что пора надевать ботиночки и выходить.
Еве все еще сложно завязывать шнурки, поэтому мама делает это за нее в виде исключения. В остальном Ева собирается сама.
Майра (5,5 лет) приходит в детский сад раздраженная и резко хватает корзинку, которую начала плести еще позавчера. Ее мама подзывает меня:
— Майра нам с утра такую сцену закатила!.. Она кричала и топала ногами, а потом и вовсе заявила, что не пойдет в детский сад. Вы знаете, что произошло?
— Догадываюсь, — говорю я. — Позавчера Майра начала плести корзинку. Работа ей надоела, но она знает, что придется продолжать. Думаю, поэтому она и не хотела сегодня идти в детский сад.
Мама уходит встревоженная.
А Майра садится рядом со своими подругами и как ни в чем не бывало принимается за корзинку.
Через полчаса звонит телефон. Мама Майры беспокоится и спрашивает, как там ее дочь. Плакала ли она, бросила ли плести корзинку... Майра услышала обрывки нашего разговора.
— Кто звонил?
— Твоя мама.
— Что она сказала?
— Она спрашивала, как у тебя дела.
— Ты сказала ей, что у меня все очень-очень плохо?
— Я сказала ей, что у тебя все хорошо, — говорю я, улыбаясь.
Майра щурит глаза и тихонько хихикает и при этом продолжает аккуратно плести свою корзинку.
Перед тем как Майра взялась за плетение, мы ей объяснили, что работа потребует упорства и что она должна будет каждый день плести по несколько кругов. Девочка согласилась. Естественно, что теперь от нее можно требовать этих небольших ежедневных усилий.
За обедом Николь возит вилкой по тарелке и ворчит:
— Терпеть не могу картофельное пюре!
Она демонстративно покидает столовую, в полной уверенности, что родители, как всегда, тут же встанут и приготовят ей что-то другое. Однако они договорились больше не делать проблемы из того, что их дочь не хочет есть какое-то блюдо. Они обмениваются взглядами и спокойно продолжают есть. Поев, они убирают со стола.
Николь замечает, что родители ведут себя не как обычно. Она возвращается в столовую и жалуется:
— Я есть хочу!
— Мы все убрали, ты же не любишь картофельное пюре, — спокойно и твердо говорит отец.
Во время ужина Николь все еще немного дуется. Но она ест, что дают, и не ворчит.
— Наша четырехлетняя дочь Лиза писалась в штаны, когда играла. Уговоры, крики — ничего не помогало. Мне приходилось менять ей одежду по четыре-пять раз в день. При этом врач говорил, что со здоровьем у нее все в порядке.
Я решила больше не делать ее проблемы своими собственными. Теперь я кладу белье и джинсы в самый нижний ящик в детской комнате и говорю: «Лиза, ты знаешь, где лежит чистая одежда», — и ухожу.
Лиза на собственном опыте понимает, что писать в штаны неудобно, и проблема решается сама собой.
Мама очень злилась, что по вечерам дети не хотели умываться и всячески тянули время. В один прекрасный день ей это надоело. Не проронив ни слова, она приняла душ, переоделась в пижаму, ушла в спальню, закрыла за собой дверь и улеглась читать детективный роман. Через полчаса в комнату постучались:
— Мама, мы умылись, почистили зубы и надели пижамы!
В хорошем настроении и без единого замечания она проводила своих детей до кроватей и рассказала им сказку на ночь. После этого они уснули и крепко проспали до самого утра.
Меня впечатлила одна семья, с которой я познакомилась во время отпуска. Мама собиралась уехать с тремя детьми в горы на пару дней. У каждого из них уже был собран рюкзак. И тут один из сыновей сказал:
— Ма-ам, а Боб не взял с собой штаны и кофту!
На что мама спокойно ответила:
— Вечером в Альпах может стать холодно.
Она подождала, дав пятилетнему ребенку время подумать. Боб вернулся в дом и вышел с рюкзаком, который стал заметно толще.
Когда я через какое-то время встретила ту самую маму, я не могла не спросить ее: позволила бы она сыну поехать без теплых вещей? Это был ее осознанный выбор? И вот что она ответила:
— Все трое здоровы, и от небольшого насморка никто еще не умирал. Если бы Бобу в Альпах стало холодно, это его кое-чему бы научило. Нельзя же приучить детей к ответственности, отнимая ее у них!
Ее смелость восхитила меня.
Из книги "Три слагаемых успеха по Монтессори"
Хайди Майер-Хаузер
Источник 7ya.ru