Конечно, мы хотим для нашего ребенка всего самого лучшего,, в том числе, образования. Сейчас многие задумываются не только о высшем, но и о среднем образовании своего чада в других странах.
Приведу часть одной характерной статьи:
"В настоящее время мотивы родителей, желающих отправить своего ребенка на учебу за рубеж, несколько изменились по сравнению с 90-ми годами, когда такое обучение стало модным трендом.
Более того, в последние годы среди российских родителей приобретает популярность и обучение в зарубежных школах. Как показывает практика, после окончания среднего учебного заведения за рубежом молодые люди получают там и высшее образование, а затем остаются на стажировку, либо устраиваются на работу, потому что становятся специалистами, востребованными на международном рынке труда."
Мне довелось побывать на встрече с Ангелиной Шибаевой, специалистом, помогающим организовать и обеспечивающим сопровождение образования ребенка в Великобритании. Конечно, было много рекламы, но удалось поговорить достаточно подробно о ее собственной истории, истории девочки, которую в 10 лет родители, наши соотечественники, отправили в одну из лучших закрытых школ Великобритании. Получилось узнать и о сегодняшней реальной ситуации в элитных частных школах.
Итак, несомненные плюсы:
1. Полное погружение в языковую среду, а следовательно, овладение языком в совершенстве. Причем не только самим языком, но и освоение менталитета, привычек, традиций, системы ценностей. Это очень важно при работе в любой зарубежной компании: понимать не только сказанное, но и то, о чем промолчали.
2. Образование, которое дает возможность поступить в лучшие высшие учебные заведения страны. Конкретно Ангелина Шибаева закончила Йельский университет. Но даже менее престижный диплом признается работодателями всех стран. В то время как практически все российские дипломы (кроме "большой пятерки", начиная с МГУ), придется пересдавать при устройстве на работу в любой другой стране.
3. Умение взаимодействовать в коллективе, находить общий язык, строить отношения. А в дальнейшем - огромные связи, что необходимо при устройстве на работу. Не надо забывать, что европейское общество построено на связях. Умение эти связи находить, строить и поддерживать - совершенно отличается от того, которое принято в нашей стране.
4. Самостоятельность, независимость от родителей, умение добиваться всего без их помощи. Чувство уверенности в себе, чувство собственной ценности, "полноценности".
Это огромные плюсы, большинство из которых в отечественных условиях компенсировать никак не удастся: ни репетиторами, ни летними языковыми лагерями. Человек становится членом того, иностранного общества, становится "своим" там и получает большую часть того, что могут получить только "свои". Не всё: всё-таки эмигранты, т.е. второй сорт. Кроме того, в самые-самые престижные школы иностранцев вообще не принимают.
А минусы? У каждой медали две стороны.
1. Полный отрыв от семьи, смена языка, менталитета, круга общения - огромный стресс. Без поддержки, без защиты. Да, в каждом уважающем себя учреждении существует возможность побеседовать с психологом, но это только беседа. Одна. Ангелина рассказывает, что первые пол года постоянно плакала и просила маму забрать ее.
2. Условия, в которых живут и учатся подростки, достаточно суровые и непривычные для нас: холод, достаточно скудное питание, постоянное пребывание "на глазах", т.е. никакого личного времени, никакого личного пространства: обучение, групповой спорт (на выбор, но обязательно), групповые развлечения, жесткий режим, строгая дисциплина, дортуары на 6-8 человек, воспитатели - отставные военные. Считается, что это формирует коллективизм и чувство локтя. И, как психолог, да - действительно формирует. Если устроить такой режим в отечественной школе результат будет тот же.
3. Отношения в коллективе - дело не простое. Этому надо учиться. Тут приходится учиться, поскольку деваться некуда. Мои знакомые рассказывали, как были потрясены: руководитель одной из выбранных школ гордо демонстрировал родителям правила поведения для жертвы, в случае травли. Они были вывешены в каждом дортуаре! Да, надо понимать, что школьная травля - нормальная ситуация в школах-пансионах. Жаловаться можно, но не эффективно: их слова против твоего. А ночевать - снова в один дортуар. Жалобщиков никто не любит, в том числе администрация. Та же Ангелина совершенно спокойно рассказывала, что ее достаточно зло травили первый год, а потом она нашла друзей и стала отбиваться. Да еще появились младшие! Дедовщина как норма жизни.
4. О самостоятельности. Значительная часть тех, кого отправили учиться в интернат-пансион (спортивный ли внутри страны или иностранный) потом не могут ужиться с родителями. Это уже чужие люди. Такое образование - билет в один конец. Ангелина Шибаева домой не вернулась, живет в Великобритании, общается с родителями 1-2 раза в год, к себе не приглашает, финансово не поддерживает.
5. Качество образования - еще один миф. Образовательная программа (помимо спорта и иностранных языков в разговорном виде) во всех школах страны, а в ЕС - в школах всех стран, одинаковая. И пока - несколько слабее нашей, отечественной. Но в хорошей школе ребенка заставят эту программу освоить. Целиком. От корки до корки.
Никого не уговариваю и не отговариваю. Одна из десятка лучших школ, которую окончила Ангелина Шибаева, может быть и не показатель. Но, прежде чем принимать решение за своего ребенка, стоит задуматься.