«Страшные» методы, применяемые в воспитании детей, прежде всего, свидетельствуют о педагогической несостоятельности.
Причин агрессивного поведения взрослых по отношению к детям может быть множество. Это и образец поведения собственных родителей, и личные неурядицы на работе или в личной жизни, и даже способ самоутверждения за счет более слабых и полностью зависимых от авторитарной воли взрослых.
Увы, несмотря на широко пропагандируемые сегодня права детей, эти методы остаются популярными и широко применяются не только во многих семьях, но и в образовательных учреждениях.И почему-то, отвешивая ребенку тумаки, «ставя в угол на гречку», и попросту оскорбляя детей, взрослые самодуры забывают простую и непреложную истину о том, что зло порождает зло или, как говорится в известной пословице, «что посеешь, то и пожнешь». Чаще всего люди, имеющие повышенную склонность к насилию, подвергались насилию в детстве. Этот факт подтверждает и биографии большинства заключенных пенитенциарной системы – практически все эти люди «со сложной судьбой» в детстве подвергались насилию.
Настораживает также и возросшая популярность профессии «психолог». С одной стороны, это неплохо, что люди раскрепостились и обращаются в поисках решения своих проблем к специалистам по проблемам души, а с другой, те проблемы, с которыми к ним обращаются, уходят корнями в детство. Это и неуверенность в себе, и разнообразные фобии, и необъяснимая тревожность, и депрессии, и апатия.
Человек может и не понимать, откуда растут ноги его психологических проблем, а ведь зачастую они формируются не за один день и даже не за год. К сожалению, наши «взрослые» проблемы – это, скажем так, побочный продукт неправильного воспитания и в том числе воспитания, основанного на различных методах устрашения, которые были направлены на то, чтобы сломить волю ребенка.
Разберем основные методы устрашения и попытаемся понять, что же «хорошего» из этого может быть. Иначе говоря, как отреагирует психика человека?
Запугивание
Часто можно услышать: «Вот будешь себя плохо вести, отдам тебя дяде-милиционеру»! А в ответ (конечно, спустя какое-то время, когда «программа» установилась) мы получаем:
- негативное отношение к блюстителям порядка в принципе, которое может закрепиться на всю жизнь;
- неожиданно (как нам кажется) ребенок может закатить на улице истерику. Мы не понимаем, что с ним такое происходит, с чего это он вдруг? А на самом деле он завидел того самого страшного дядю-милиционера и испугался, что его сейчас ему отдадут.
Таким образом, с завидной регулярностью применяя методы запугивания, мы со временем получаем возбудимую личность, склонную к тревожности и истерикам. И, что самое страшное, навешивая некие ярлыки (на того же дядю-милиционера) вводим в сознание ребенка негативные программы, которые в будущем могут проявиться как угодно плохо. Поэтому запугивание – это однозначно вредно.
Угрозы
«Еще раз сделаешь то-то, и я тебе покажу!» Частенько приходится слышать такое от взрослых, не так ли? Как в ответ реагирует ребенок? Любопытство подталкивает его к тому, чтобы узнать, что же такое ему «покажут». И, он, конечно, будет продолжать свои действия. В конце концов, разыграется скандал. Не лучше ли терпеливо (а, главное, вовремя пока не сдали нервы) отвлечься от своих дел и помочь ребенку переключить внимание на что-нибудь другое? Ведь очень часто таким незамысловатым образом дети пытаются всего-навсего привлечь к себе внимание.
Крик
Здесь все очень просто: чем больше на ребенка кричат, тем он меньше (со временем) реагирует на крик и начинает такую нездоровую форму общения воспринимать как вполне нормальную. Так, «дрессируя» взрослых изо дня в день, ребенок может и забыть, что такое спокойная, тихая, а значит, и авторитетная речь взрослого человека.
Давайте не забывать о том, что в речи существуют десятки интонаций, при помощи которых мы можем передать свое отношение к тому или иному действию ребенка и вовсе необязательно переходить на крики, чтобы до него «наконец дошло чего же от него все-таки хотят».
Вероятно, у каждого из нас есть такие примеры из школьной жизни: того учителя, который говорил спокойно (а в некоторых случаях и сознательно понижал тон голоса) дети слушались и уважали больше, чем истеричных женщин, которые чуть что срывались на крик. Давайте же не будем наследовать примеры таких истерических личностей! Чтобы этого не произошло, просто вспомните подходящий случай из собственной практики и когда очень хочется наорать на ребенка, то поставьте перед мысленным взором этот несимпатичный пример.
Побои
Ну, это, скажем прямо, и вовсе из ряда вон. Родителям (и некоторым педагогам), которые настолько не умеют держать себя в руках, следует «включить мозги» и заглянуть в недалекое будущее. Вариантов развития событий несколько и все они печальны:
- Человек вырастет запуганным, безвольным, неспособным принимать решения;
- В ребенке проснется ответная реакция. Причем, ждать недолго – в подростковом возрасте бумеранг вернется. И не стоит спрашивать потом, от чего он такой агрессивный. Не исключено, что обиды обернутся и против самих обидчиков – так бывало не раз и не два.
Безусловно, все методы воспитания, основанные на страхе, в итоге приводят к плохому результату. Давайте же будем мудрее.
Источник http://telegraf.com.ua