Молодые учителя английского – о ЕГЭ, зарплатах и преподавании иностранных языков
Ищете репетитора для ребенка или согласовываете расписание на новый учебный год с уже знакомым педагогом? Выбираете репетитора с большим опытом — или склоняетесь к кандидатуре молодого учителя? Важно, чтобы выбранный человек был профессионалом, а также умел мотивировать ребенка. Совпадение ваших взглядов на обучение тоже приветствуется. Вот что думают об изучении иностранных языков, современной школе и детях молодые репетиторы по английскому.
У них за плечами нет 30-летнего стажа работы, они еще совсем «зеленые», и часто родители сомневаются в том, что молодой человек, которому нет и 30, способен чему-то научить их ребенка. Молодые преподаватели английского языка честно говорят о том, почему боятся идти в общеобразовательные школы и какие ошибки совершают родители учеников.
Почему я преподаю иностранный язык
— Решение преподавать возникло у меня довольно рано, потому что моя любимая бабушка была учителем и многое мне об этой профессии рассказывала, — делится воспоминаниямиАлександра Владимировна Волкова, учитель и репетитор английского языка (Тобольский пединститут). — Глядя на нее, я сформировала светлый образ педагога и никогда не ассоциировала профессию учителя с какими-то негативными моментами.
Кроме того, мне с детства нравился английский язык. Я всегда помогала одноклассникам: объясняла правила, делала переводы.
Первый преподавательский опыт я получила в общеобразовательной школе. Тогда передо мной сидели ученики пятого класса. И хотя был написан план урока, и я знала материал наизусть, было страшно даже просто начать говорить.
За два года выросла моя уверенность в том, что я делаю и как делаю на своих уроках. Практики у меня было достаточно: уроки в школе, преподавание на курсах английского языка после основной работы, лекции, семинары с заочниками, также были и занятия для преподавателей, на которых мы могли делиться опытом и совершенствовать навыки. В моем послужном списке общеобразовательные школы Тобольска и Нефтеюганска, а также частная языковая школа «Эксперт» (г. Калининград).
А вот репетитор английского и японского языковАлена Леонидовна Занина в школе пока не работала.
— Мне кажется, что правильное отношение к иностранному языку формируется несколько позже, когда ты уже способен самостоятельно наметить свой жизненный путь и достаточно мотивирован. В лицее «Центр иностранных языков» Комсомольска-на-Амуре, где я работаю, дети изучают два иностранных языка (английский плюс один на выбор: японский, китайский, немецкий и т.д.). Это уникальная возможность, но дети недостаточно мотивированы, а педагоги и родители часто не в состоянии их заинтересовать. Возможно, в будущем я пойду в школу, но только когда накоплю достаточный опыт, чтобы увлечь детей, а не терзать упражнениями, польза которых отнюдь не очевидна школьникам.
Репетитор английского языка Никита Геннадьевич Потапов — по первому образованию «инженер-метролог» — признается, что желание преподавать пришло не сразу.
— Несмотря на то, что в школе я учился в классе с углубленным изучением английского языка, стремления связать свою жизнь с профессией, «завязанной» на языке, не было. Обучаясь на первом курсе университета, начал заниматься языком более активно. Еще через какое-то время пришло желание получить второе образование, связанное с языком, и я окончил Саратовский государственный университет по специальности «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». И, наконец, сформировалось понимание того, что хочу не просто учиться, но и учить.
Школа: что я хотел бы изменить
Работают педагоги в школе или видят ее со стороны — у них есть представление о том, как должна меняться система образования.
— На мой взгляд, система образования имеет три главных минуса, — говорит Алена Занина. — Это стиль преподавания «old-school»; слишком большая нагрузка по всем предметам и ложные установки (детей часто учат не для того, чтобы научить, а для того, чтобы они сдали экзамены, тем самым подтвердив «высокую» репутацию школы и педагогов).
Школа не должна быть надзирательным учреждением. В школьные годы формируется личность, которой для гармоничного развития нужна свобода. Свобода не в смысле вседозволенности и попустительства, а как возможность принимать самостоятельные решения (без страха, что при малейшей ошибке тебя вызовут на «ковер» к директору или лишат карманных денег дома).
Александра Волкова одной из самых болезненных проблем существующей системы образования считает экзамены и оценки.
— Так ли они нужны, как мы привыкли думать? Появление единого экзамена усложнило жизнь простого выпускника в разы, и, как показывает практика, знания, полученные ради хороших результатов ЕГЭ, не применяются в жизни. Помимо выпускных испытаний большой вопрос вызывает существующая в школах система оценивания. Отметка становится целью. Школьник часто не понимает и не видит смысла в выполняемых заданиях и изучаемом материале, ведь его задача — получить пятерку.
Хотелось бы также, чтобы у учителя было больше времени на творчество и меньше бумажной работы «в стол». К сожалению, в классно-урочной системе почти нет возможности импровизировать и учитывать особенности каждого ребенка.
Современные школьники: какие они?
— Современные ученики мне понятны, потому что я и сам еще не сказать, что солидный дядя, — признается Никита Потапов. — Мне, например, крайне приятно отмечать, что дети становятся более самостоятельными, могут уже в средней школе принимать осмысленные решения без постоянно контроля родителей. Конечно, часто не хватает силы воли и мотивации, но я не согласен с мнением, что современная молодежь какая-то незаинтересованная, ограниченная, нечитающая и безнадежная.
Алена Занина тоже считает своих учеников любознательными и «продвинутыми».
— Они многим интересуются, хоть порой и поверхностно. С ранних лет умеют пользоваться компьютером, смартфоном и прочими гаджетами, являются активными интернет-пользователями, а потому не имеют недостатка в информации. Мне сложно говорить о младших школьниках, но студенты вполне адекватны и не сидят на занятиях в телефонах, играя в игры, а пользуются онлайн-словарем, электронным конспектом или учебником.
Плюсы сегодняшних учеников, по мнению Александры Волковой: они мотивированы, нацелены на результат, действительно интересуются предметом. Нынешние дети легко идут на контакт и готовы обсуждать разные темы, открыты к новым идеям и разнообразным заданиям, много путешествуют и общаются в соцсетях с людьми по всему миру.
— Если говорить о минусах, то школьники нередко ленятся, стараются схитрить, найти уловки, чтобы выполнять меньше заданий и тратить на самостоятельную работу меньше времени. Но так было всегда, — считает Александра. — Моя бабушка-учительница могла бы назвать ровно те же недостатки своих учеников, которые сами давно уже мамы и папы.
Советы родителям: а если не заставлять?
— Хотелось бы пожелать родителям быть более гибкими и стараться заинтересовать ребенка, а не заставлять, — говорит Никита Потапов. — Случается, что школьник не имеет склонности к изучению той или иной дисциплины, а родители начинают давить и чуть ли не за руку ведут ребенка к репетитору. Хочется верить, что поспособствовать счастливому будущему наших детей можно не только таким способом.
А Алена Занина считает, что лучший путь заинтересовать ребенка — учиться вместе с ним.
— Всегда есть что-то (те же иностранные языки), где можно улучшить свои знания и навыки. Не пинайте ребенка за двойку. Лучше встаньте на его место, чтобы быть «на одной волне». Начните изучать иностранный язык, пойдите на курсы флористики или декупажа, научитесь пользоваться фотошопом...
Возможно, многие мамы, прочтя эти строки, снисходительно улыбнутся: мол, девушке легко рассуждать, не имея троих детей, которые требуют постоянного внимания. Но я знаю точно: ребенок будет счастлив, если родители будут расти (духовно, интеллектуально, творчески) вместе с ним.
О престиже профессии учителя и зарплате
Александра Волкова:
— Несмотря на мою безграничную преданность профессии (как бы пафосно это ни звучало, я искренне убеждена в том, что педагогика — мое призвание), я видела разное отношение учеников, а порой и их родителей, к учителю. Можно сказать, что учителю чаще отводиться роль няньки, нежели педагога, передающего накопленный опыт и знания.
А вот Никита Потапов считает, что престиж профессии зависит от самих учителей.
— Можно зацикливаться на минусах и недостатках, а можно каждый день стараться изменить ситуацию к лучшему. Очень надеюсь, что количество молодых учителей, выбирающих второй путь, с каждым годом будет расти.
Да и заработать сегодня можно не только в школе. Если учитель заинтересован в своей профессии и привык в жизни действовать, а не стенать, то работая или подрабатывая репетитором, можно существенным образом улучшить свое материальное положение.
— Учитель может неплохо зарабатывать, даже если живет и работает в небольшом населенном пункте, — согласна Алена Занина. — Можно давать частные уроки, можно это делать не только в формате «живого» взаимодействия, но и по скайпу, например. Я для себя выбрала именно такой формат работы и сегодня не жалуюсь на постоянную нехватку средств.
Источник 7ya.ru