Один дома и на улице: как просчитать риск и повысить самооценку
Одна из проблем родителей школьников в большом городе — сначала организовать доставку ребенка на учебу и обратно, а также на всевозможные кружки, а потом решиться наконец отпускать сына или дочь одних — ходить в школу, гулять с друзьями, ездить на общественном транспорте. Как с ответственностью за безопасность своих детей справляются французские родители? Какие шаги они совершают, чтобы сделать ребенка самостоятельным?
Шаг первый: просчитать риск и предоставить самостоятельность
У моего поколения странные представления о безопасности. В 8 лет я, как и многие мои одноклассники, с ключом на шее возвращалась из школы домой (почти километр по Бирюлеву), разогревала (на газовой плите) приготовленный вечером мамой и заботливо налитый в маленькую кастрюльку суп, ходила за молоком и картошкой в магазин. И никому из взрослых даже в голову не приходило, что где-то меня могла подстерегать опасность (или приходило, но все эту мысль от себя гнали, поскольку все равно из школы меня забирать было некому). Но при этом было строжайше запрещено разговаривать с незнакомцами и открывать кому-либо дверь (пугали цыганками и разбойниками).
Сейчас моей старшей дочке Саше 13 лет, ее школа (французский лицей) находится километрах в трех от дома, но я ни за что не отпущу ее туда одну. И пока еще не решила, через сколько лет я разрешу ей передвигаться по Москве самостоятельно. И в булочную мои дети ходят одни только во Франции, в маленьком городке, где все друг друга знают.
А вот многие Сашины одноклассники (французы) живут рядом со школой и возвращаются домой этакой веселой ватагой (иногда я вижу, как ватага переходит Чистопрудный бульвар, даже не поинтересовавшись, какой цвет у светофора, и у меня сжимается сердце). Многие ездят на самокате (одного мальчика из-под колес какого-то джигита на джипе отправили в больницу прямо от ворот школы). А один 12-летний чемпион по карате ездит на велосипеде на Лубянку с Остоженки.
Сесиль Демазьер-Берли, психолог
Шаг второй: научить вести себя в опасных ситуациях
«У нас сегодня опять была пожарная тревога», — радостно сообщает Маруся. Я сжимаю зубы, чтобы не выдать что-нибудь язвительное в адрес администрации лицея: на дворе —20°С. Несколько раз в год во всех французских школах проходят учебные пожарные тревоги. Дети должны, сохраняя спокойствие, следом за учителем спуститься по лестнице во двор и ждать там окончания упражнения. Им не разрешают одеваться: они выходят на улицу, в чем есть, хоть в дождь, хоть в снег. (Умная Маруся теперь все время сидит в классе в теплой кофте — на всякий случай.) Как русская мама, я возмущаюсь: как можно малышей (а эта учебная тревога касается даже трехлеток!) выгонять на мороз раздетыми! Но здравый смысл подсказывает: если дать детям возможность одеться и переобуться, у них на это уйдет минут 20. И упражнение насмарку.
Иногда французы представляются нам безалаберными и легкомысленными. Но есть вещи, с которыми они не будут шутить. Дети должны научиться правильно вести себя в опасной ситуации, и тут они следуют столь любимой нами, русскими, поговорке: «Тяжело в ученье — легко в бою».
Воспитатель с юга Франции Сандрин Марти рассказывает: «Мы постоянно тренируем детей на случай пожара, землетрясения, взрыва газа и т.д. А еще даже самым маленьким детям мы объясняем, какие опасности могут подстерегать их дома: бытовая химия, горячая плита, открытое окно и т.д. Ну, и, конечно, говорим о правилах дорожного движения».
Психотерапевт Мишель Жебер считает, например, что, как только ребенок научился плавать, его следует обучать элементарным приемам спасения на водах. «Летом это могли бы организовать даже отели: во многих гостиницах есть бассейны. 12-летний подросток, если ему заранее объяснить, что надо делать, способен спасти тонущего малыша».
Шаг третий: не снижать самооценку
«Осторожно, упадешь!». Когда родители стараются оградить ребенка от любой опасности, они передают ему, как ни парадоксально это звучит, следующую информацию: «мир опасен» и «ты этого не можешь». Часто дети получают противоречивые сообщения. С одной стороны, родители постоянно повторяют «иди, не бойся», но как только дети становятся немного более автономными, на них обрушиваются бесконечные «осторожно!», произнесенные с тревогой в голосе.
Как в этом разобраться? С одной стороны, «поцелуй даму», а с другой — «ни в коем случае не разговаривай с незнакомыми». Если ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к новому человеку, понять, кто перед ним, прежде чем кидаться ему на шею, про него говорят, что он застенчивый, что он боится людей. А про того, кто без стыда бросается к каждому проходящему мимо взрослому, родители скажут с упреком «он готов уйти с кем угодно!».
Французские психологи рекомендуют никогда не говорить: «ты ударишься — обожжешься — порежешься». Употребляемые в будущем времени глаголы намекают ребенку, что все эти ужасы неизбежны. А Франсуаза Дольто, например, вообще считала, что так можно привлечь негативные последствия, т.е., проще говоря, «накаркать».
Франсуаза Дольто