На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Наши Детки

22 280 подписчиков

Как научить детей планировать свой день. Список дел

Тайм-менеджмент для школьников. Истории про мальчика Федю

Федя Забывакин — персонаж новой книги по тайм-менеджменту для школьников. Вместе с мамой и папой (они ведь тоже Забывакины) он учится планировать свой день, правильно распределять время. С одной стороны — захватывающее чтение для младших школьников, с другой — отработка полезных навыков самостоятельности.

Как составить список дел

Вот уже несколько дней Федя был на верху блаженства. Соседи уехали на неделю в экскурсионный тур и попросили его присмотреть за своим кроликом. Надо ли говорить, что Федя с восторгом согласился? Родители не возражали, так что просторная клетка с её пушистым обитателем перекочевала в квартиру Забывакиных.

Кролик был породист и очень хорош собой, но характер имел независимый и зловредный. Когда Федя выпускал его из клетки, он бежал строго в двух направлениях: либо к проводам, либо к обоям. Федя понимал кролика, ведь провод для него — вовсе не провод, а веточка; обои — кора дерева. Однако после того, как кролик отгрыз мышь от папиного компьютера и съел кусок любимых маминых обоев, отношение родителей к нему резко изменилось.

Кролик терпеть не мог две вещи: пить из поилки, как это делают все нормальные грызуны, и сидеть на руках. Каждый раз, когда Федя брал его на руки, кролик на мгновение впадал в задумчивость, после чего начинал так неистово вырываться, что плюхался на пол с риском сломать себе шею, тут же со всех лап бежал к своей клетке и впрыгивал в неё.

Вообще Федя очень серьёзно отнёсся к уходу за внезапно появившимся питомцем. Он выяснил рацион кролика и дважды в день строго по часам давал ему сухой корм. Кроме того, следил, чтобы у него всё время было достаточно сена и свежей воды. И конечно, Федя проводил с кроликом всё свободное время, пытаясь его приручить. Но на неделе времени было мало, поэтому Федя возлагал большие надежды на субботу — ведь в воскресенье вечером уже возвращались соседи, и кролика надо было отдавать. Похоже, мама с папой ждали этого момента с нетерпением.

В пятницу вечером Федя составил список дел на субботу. Выглядел он так:

Как научить ребенка составлять план на день

Папа с мамой список одобрили и в субботу утром уехали на дачу. Её нужно было подготовить к зиме: укрыть цветы, чтобы не замерзли, убрать под навес садовые скамейки, спилить сухие ветки, сгрести и сжечь опавшую листву. Обычно Федя ждал таких поездок и с удовольствием отправлялся на дачу вместе с родителями, но сейчас мама и папа сказали, что занятия английским и айкидо пропускать нельзя, а сам Федя категорически не хотел расставаться с кроликом.

Идти на английский надо было достаточно рано, но Федя просто не мог не пообщаться с кроликом. Прежде всего он высыпал ему остатки сухого корма и налил в миску свежей воды. Потом выпустил кролика из клетки и, когда тот немножко побегал, предпринял попытку подманить его кусочком морковки. Кролик засомневался, подозрительно поглядывая на Федю, но всё-таки подошёл, сгрыз морковку и лёг прямо у Фединых ног.

Федя страшно обрадовался и решил, что наконец-то кролик немного приручился и самое время взять его на руки. Однако едва Федя прикоснулся к нему, кролик вскочил и опрометью бросился к спасительной клетке. На полном ходу он впрыгнул в открытую дверцу и угодил лапами на бортик миски с водой. Вода вылилась в миску с кормом, корм разлетелся по полу клетки, превращаясь в жидкую кашу, и кролик замер, обнаружив, что сидит в непонятной луже.

Федя бросился за тряпкой и специальным совком для уборки клетки. Вернувшись, он собрал размокший корм, тщательно вытер разлитую воду. Оставалось только вновь насыпать еды и налить воду. И тут он вспомнил, что корм закончился.

Федя посмотрел на часы — он уже опаздывал на занятия английским, но разве это имело значение? В воображении Феди пронеслась жуткая картина: истощённый кролик погибает голодной смертью. Он вспомнил правило расстановки приоритетов, которое они недавно обсуждали с папой: на первом месте — жизнь и здоровье! Это означало, что покупка корма — самое приоритетное дело и его нужно сделать в первую очередь. И Федя немедленно отправился вместо английского в зоомагазин.

Когда Федя прибежал с кормом домой, на английский идти было уже поздно. Самое неприятное заключалось в том, что неблагодарный кролик даже не подошёл к миске с кормом, поскольку всё время, пока Федя отсутствовал, с большим аппетитом уплетал сено.

Когда он делал уроки, позвонил Вася Минуткин и позвал гулять. У Феди прогулка была намечена после дрессировки кролика, но он решил, что эти дела имеют примерно равный приоритет и их вполне можно поменять местами. Поэтому он быстро доделал все уроки на понедельник и побежал во двор. Но, несмотря на то что на улице было интересно и весело, ему всё же очень хотелось вернуться домой, к кролику. И когда стало приближаться время занятий айкидо, он понял, что больше не вытерпит, попрощался с Васей и быстро убежал домой.

В этот раз дрессировка пошла гораздо лучше. Кролик с удовольствием играл с Федей — сначала бегал вокруг его ног, а потом они поочередно бегали друг за другом. И вот настал момент, когда Феде удалось осторожно поднять своего любимца и усадить себе на колени. И кролик вдруг удобно улегся, а когда Федя стал его осторожно гладить, закрыл глаза и устроился ещё более уютно.

В этот момент в комнату вошла бабушка и громко позвала Федю выпить чаю перед айкидо. Федя попытался одной рукой замахать на бабушку, а другой закрыть уши кролику, но было уже поздно. Кролик как безумный вскочил, полетел кубарем с Фединых колен и бросился в клетку. Федя страшно испугался: он видел, что кролик упал очень неловко, и понимал, что тот ушибся и вполне мог повредить лапы.

Тайм-менеджмент для школьника

Однако после тщательного обследования оказалось, что страшного ничего не произошло, но на одной лапе сломан коготь, что, разумеется, должно было мешать кролику. Поэтому Федя вооружился ножницами и сделал попытку аккуратно срезать сломанный коготь. Это было сложно и неудобно, поскольку кролик, конечно же, вырывался что есть мочи и его надо было крепко держать. Но в конце концов спасательная затея увенчалась успехом.

Федя вытер пот со лба, закрыл дверцу клетки, глянул на часы и ужаснулся — занятия по айкидо должны были начаться через пять минут. А идти до спортклуба было минут пятнадцать. Федя схватил рюкзак со сменной одеждой и обувью, похвалил себя, что приготовил всё заранее, и бросился бежать. К счастью, он опоздал всего на несколько минут, и тренер его почти не ругал.

Когда Федя вернулся с занятия, мама с папой уже были дома и ели жареную картошку, которую бабушка приготовила к их приезду. Федя быстро вымыл руки и тоже сел ужинать. Он внимательно слушал, как родители провели время на даче, и чувствовал себя так, как будто весь день был вместе с ними.

Внезапно раздался телефонный звонок. Трубку сняла мама. По мере того как невидимый собеседник что-то говорил, её лицо из спокойного и радостного становилось напряжённым и расстроенным.

— Кто это был? — поинтересовался папа.

— Преподавательница Феди по английскому, — ответила мама. — Он, оказывается, сегодня не был на занятиях. Она решила, что Федя заболел, а потом случайно увидела, как он гулял с ребятами во дворе. Спрашивала, что случилось.

— Федя, а что случилось-то? — спросил папа.

И Федя рассказал, как всё было.

— Ну что сказать, — задумчиво произнёс папа, — с одной стороны, всё логично...

— Давайте-ка всё же посмотрим с другой стороны и будем составлять список дел так, чтобы не пропускать ни английский, ни другие серьёзные занятия, — решительно возразила мама. — Федя, как ты думаешь, чем отличаются такие дела, как занятия английским или айкидо и уборка клетки?

— Ну, мама, я отлично понимаю, что занятия — это дела более важные, но убирать клетку тоже надо. Еще занятия продолжаются час, а клетку я за пять минут убрать могу, если постараюсь.

— А ещё чем?

— Ну... Больше не знаю, чем.

— Федя, скажи, пожалуйста, во сколько начинается занятие по английскому? — внезапно спросил папа.

— Ну, в десять утра.

— А айкидо во сколько?

— В шесть вечера.

— А уборка клетки во сколько начинается? — не унимался папа.

— Как это? — удивился Федя. — Во сколько захочу, во столько и уберу. А-а-а, я понял! Эти дела отличаются тем, что у одних есть точное время начала, а у других — нет.

— Ну вот, это и есть самое важное отличие! — воскликнула мама. — Из-за него дела даже по-разному называются. Те, у которых есть точное время начала, называются жёсткими. А все остальные называются гибкими. Принеси, пожалуйста, тонкую чистую тетрадку и ручку.

Мама раскрыла тетрадь и провела вертикальную линию прямо посередине листа. Затем быстро написала много цифр в левой части листа. Затем подписала наверху слева — «Жёсткие дела», а справа — «Гибкие дела».

— Давай мы попробуем твой сегодняшний список дел, — сказала мама, — спланировать правильно, учитывая жёсткость и гибкость каждого дела. Сколько сегодня у тебя было жёстких дел?

— Два, — твёрдо сказал Федя. — Английский и айкидо.

— Умница, — похвалила мама. — Вот их-то мы и запишем в левую часть рядом с временем их начала. Например, занятия по английскому у тебя начинались в 10:00, значит, мы и запишем это дело рядом со временем 10:00.

— А айкидо мы запишем рядом с числом 18:00?

— Совершенно верно!

— А теперь остальные дела запишем между ними, да? — спросил Федя.

— Нет, мы сделаем иначе, — возразила мама. — Остальные дела запишем справа, прямо списком. И пронумеруем их с учётом наших приоритетов. Покупку корма поставим на первое место. Затем напишем про уборку клетки, чтобы всем хорошо дышалось в квартире. Потом пойдут уроки на понедельник. После самое время погулять. Ну и, конечно, дрессировка кролика, без неё никак.

История про Федю Забывакина

— Мама, я не понял две вещи, — сказал Федя. — Первое — как же теперь этот план выполнять? А второе — разве нельзя было все задачи сделать «жёсткими»? Например, решить, что я с двух часов до трёх делаю уроки, потом с трёх до четырёх — гуляю, затем с четырёх до пяти — играю с кроликом. Разве так не проще?

— Давай по порядку. Ты смотришь в левую часть и видишь свои жёсткие дела. Исходя из того, во сколько они начинаются, ты рассчитываешь время на сборы и на дорогу и это время ничем другим не занимаешь. А в свободное от жёстких дел время ты спокойно выполняешь гибкие дела, записанные справа, — ответила мама.

— Теперь давай разберёмся со вторым вопросом — зачем нужны две колонки и не проще ли обойтись одной. Так можно, многие это и делают — просто расписывают все свои дела по времени, не разделяя их на жёсткие и гибкие.

Но тогда получается, что все дела невольно становятся жёсткими, что не всегда удобно. Например, ты написал, что будешь убирать кроличью клетку ровно в 14:00, но к этому времени не успел закончить домашнее задание или бабушка позвала обедать. И что тогда? Бросать все и чистить клетку? Или продолжать заниматься другими делами и переживать, что не выполнил собственный план?

Кроме того, могут возникнуть новые дела, например бабушка попросит сходить в магазин. Ну и как это сделать, если у тебя уже все расписано по часам? А если гибкие дела не привязаны ко времени, а записаны списком с учётом приоритетов, то тогда ты спокойно можешь найти место в этом списке для нового дела с учётом его приоритета.

Уважаемый читатель, а у тебя бывало так, что ты не выполнил жесткое дело или выполнил его недостаточно хорошо — пропустил занятие или опоздал на встречу, потому что занимался гибкими делами, которые вполне можно было бы сделать в другое время? Составь список дел на завтра. Укажи слева жёсткие дела, а справа — гибкие. Гибкие дела записывай с учётом их приоритета. Успехов!

Источник 7ya.ru

Картина дня

наверх