На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Наши Детки

22 280 подписчиков

Как помочь первоклашке адаптироваться к школе? Советы врача

Анатолий Зернин

О том, как настроить ребенка на дисциплину и не дать ему переутомиться, рассказывает внештатный невролог комитета здравоохранения Волгоградской области.
 

Начало школьных занятий - это новый этап в жизни маленького человека. Как подготовить его ко взрослой жизни, помочь ему сориентироваться в новом мире под названием «школа»?

 

Об этом рассказывает Елена Изотова, главный детский внештатный невролог комитета здравоохранения Волгоградской области.

Новые правила

- С того момента, когда ребёнок переступает порог школы, для него начинается совершенно новая жизнь. Кардинально меняется режим дня: раньше малыш делал то, что хотел: гулял, спал, кушал. Родители подстраивались под его желания. Теперь же в его жизни появятся слова «должен» и «надо». И родителям нужно подготовить его к этому, настроить на серьёзный лад. Иначе начало нового жизненного этапа станет для первоклашки серьёзным испытанием. 

Главное отличие школьного возраста от дошкольного - большая умственная нагрузка. Кроме того, он теперь много времени проводит в большом коллективе. Здесь, в отличие от детского сада, - конкурентная среда, ребёнку нужно выделиться среди своих товарищей, научиться соревноваться и побеждать, кроме того, нужно заниматься и дома. Всё это - совершенно новые виды деятельности. И готовиться к этому нужно заранее. 

Ребёнок должен знать, что он теперь большой, он должен ходить в школу, делать уроки – это его основная обязанность. Объясните ему, для чего вообще нужно учиться – быть грамотным, уметь считать. Можно даже рассказать о том, что, получив эти знания, он, став взрослым, сможет выбрать себе специальность, обеспечивать семью. Всё это вполне можно донести даже до детсадовца в доступной форме.

- Не слишком ли большой груз ответственности взваливается на маленького человека? Не грозит ли это стрессом? 

- Психика ребёнка отличается пластичностью, он не будет фиксироваться на этих сложностях, если не заострять на них внимания. Но родителям всё-таки нужно месяца за три, за полгода, начать готовить будущего первоклассника к новой жизни, настроить, предупредить его о том, что в школе будет нелегко. Постарайтесь отыскать здесь «золотую середину»: заинтересовывайте ребёнка, но при этом приучайте к дисциплине. 

 

 

Максимальное время для уроков – полтора часа. Ребёнок не должен сидеть за уроками по три - пять часов, это очень большая нагрузка, и пользы от этого не будет
 

 

 

А чтобы избежать перегрузок, необходимо в первую очередь отрегулировать режим дня - он будет заметно отличаться от детсадовского. После занятий у младших школьников обязательно должен следовать обед и непременно дневной сон. Он эффективнее, чем ночной: известно, что 20 минут дневного сна заменяют час ночного. Таким образом снимаются стрессы, притухают яркие впечатления. 

 

 

Не нужно сразу усаживать ребёнка за домашнее задание, принцип «сделал дело - гуляй смело» здесь не работает. Отправьте вашего первоклассника поиграть на свежем воздухе. И только после этого - за письменный стол. Максимальное время для уроков - полтора часа. Ребёнок не должен сидеть за уроками по три - пять часов, это очень большая нагрузка, и пользы от этого не будет. Первое время проверяйте, как ваш школьник выполняет домашнее задание, контролируйте, помогайте ему втянуться в школьный ритм. Поощряйте его за любые успехи. Это играет гораздо большую роль в процессе обучения, чем наказание. Известно, что до семи лет ребёнок вообще не понимает, за что его наказывают: должна работать только позитивная мотивация. 

 

Усталости нет?

- Какие тревожные симптомы, связанные со здоровьем первоклассника, должны насторожить родителей? 

- Первый тревожный симптом - это гиперактивность. Ребёнок в отличие от взрослого при переутомлении не чувствует усталости. Мы понимаем, что нужно отдохнуть, полежать, расслабиться, отвлечься. Ребёнок же реагирует по-другому: двигательная активность у него повышается. В разговоре он начинает перепрыгивать с одной мысли на другую, становится импульсивным, не может сосредоточиться на чём-то одном, довести дело до конца. Нужно присматриваться к ребёнку, проследить, как изменилось его поведение при повышенных нагрузках. Бывает, что при утомлении появляются и тики: ребёнок моргает, открывает рот, передёргивает плечами. Если это приобретает навязчивый и постоянный характер - нужно обратиться к врачу. Но эти же признаки могут свидетельствовать о переутомлении. Так в организме включается компенсаторный механизм: взрослые, когда раздражаются, могут накричать. Малыш накричать не может и начинает моргать глазами. Иногда ребёнок говорит: «Я моргну - и мне легче». Такие компенсаторные движения в лечении не нуждаются: нужно пересмотреть режим дня, больше времени уделять отдыху. 

В школе ждёт ещё одно важное испытание: организм начинает испытывать сильную нагрузку на позвоночник. Сидение вообще для нашего организма - антифизиологическое состояние, отсюда и проблемы с позвоночником (болезнь цивилизации). 

Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка был удобный стол и стул, свет должен падать слева, под ногами стоять скамеечка. Проследите, чтобы сидеть ребёнку было удобно. А вот корпеть долго за учебниками не нужно: 30 - 45 минут - и 15 минут перерыв. 

 

- Нужно ли менять рацион питания школьника?  

- Идеальным будет дробное пятиразовое питание, обязательно должны присутствовать кисломолочные продукты, фрукты и овощи. Меню составляйте по принципу пищевой пирамиды. Её основу составляют овощи, фрукты, цельнозерновые продукты - источники так называемых длинных углеводов (неочищенный рис, хлеб грубого помола, макаронные изделия из цельнозерновой муки, каши), растительные жиры. На втором месте - продукты, содержащие белок. Далее идут молоко и молочные изделия. На самой верхней ступеньке пирамиды - жиры. 

Закадычные друзья

- Как помочь первоклашке наладить отношения с одноклассниками? И нужно ли вообще вмешиваться? 

- Взаимоотношениями в коллективе, в обществе нужно заниматься всю жизнь. И начинается этот процесс с первого класса школы, в садике учить этому было не нужно. К шести - семи годам человек уже готов к тому, чтобы начать осваивать социальную роль в обществе. Ему необходимо общаться со сверстниками, именно сейчас появляются закадычные друзья: психика созрела для тесного и душевного общения. Если же возникают конфликты, попытайтесь объяснить ребёнку, что в споре, в конфликте часто виноваты обе стороны. Сейчас ваш ребёнок приобретает новый опыт общения, который впоследствии пригодится во взрослой жизни. И в этом ему также нужна ваша поддержка. 

В целом, чтобы помочь первоклашке адаптироваться к школе, постарайтесь не впадать в крайности: сделайте так, чтобы ребёнок совсем не махнул рукой на занятия, но и в тоже время не перенапрягался, не подорвал здоровье, сильно не расстраивался из-за неудач. Это тоже задача родителей - объяснить, помочь, направить, создать условия. 

Помните об индивидуальных особенностях: кто-то всё время будет стремиться быть первым, а кого-то нужно контролировать и направлять. Вселите в ребёнка уверенность в его силах, именно сейчас ему нужна ваша помощь.

Источник aif.ru

Картина дня

наверх