Семейное образование: почему все больше семей выбирают хоумскулинг
Что такое хоумскулинг? Это альтернатива классно-урочной системе обучения детей. В нашей стране первыми практиками хоумскулинга стали супруги Игорь и Валентина Чапковские, доказавшие, что семейное образование может быть эффективным. Как и почему возникла эта идея, каковы перспективы семейного образования, рассказывает создатель и руководитель проекта www.familyeducation.ru Игорь Моисеевич Чапковский.
Российская и советская школа и классно-урочная система
Исторически классно-урочная образовательная система возникла в Европе и в России, когда активно развивающейся капиталистической экономике понадобились в большом количестве образованные кадры. В России в последней трети XIX века педагоги К.Д. Ушинский и С.А. Рачинский занимались разработкой системы по обучению крестьянских детей, способных в дальнейшем работать на интенсивно строящихся в центральной части страны заводах и фабриках. Именно с этого и началась российская система массового образования, вызвавшая восторженные отклики в основном безграмотных родителей, которые раньше и не мечтали, что государство подарит их детям неотъемлемое богатство — образование, обеспечивающее тем, кто действительно хочет учиться, социальный лифт в лучшую жизнь.
ХХ век стал веком преклонения перед наукой, которая сделала жизнь людей совсем другой. Система всеобщего образования открыла доступ всем желающим к всемирным достижениям науки и культуры. Пришедшие на смену царской России большевики продолжили битву за всеобщую грамотность как за инструмент, с помощью которого можно было провести свою идеологию. Родители же по-прежнему относились к школе как к храму науки, а к учителям — как к жрецам. Никто не смел критиковать педагогов, поскольку безграмотный человек не мог высказывать какие-то суждения об учебном процессе.
К 50-м годам ХХ столетия такая образовательная система уже полностью выполнила свою историческую миссию: люди стали грамотными. Система устарела, но по-прежнему работала на всех парах. С 1936 года школьное образование в Советском Союзе законодательно стало фактически таким же, каким оно остается до сих пор: единым, обя-зательным и политехническим.
О первых шагах семейного образования в постсоветской России
В советском законодательстве прямо говорилось, что образование вне школы по-лучить нельзя. Но стали появляться родители, которых это не устраивало. Они сами окончили вузы и уже имели представление о том, как устроен учебный процесс, каковы его цели и результаты, как увязать образование с воспитанием и как индивидуализировать обучение, сделать обращенным к данному конкретному ребенку. Однако в советской стране это было идеологически невозможно.
Положение изменилось только в 1992 году, когда Советского Союза уже не стало, а в его правопреемнице — Российской Федерации — издали очень демократичный закон об образовании. В нем были регламентированы разные формы обучения, в том числе и семейная. Тогда же было прописано важное изменение в Семейном кодексе, где говори-лось, что родитель или законный представитель имеет преимущественное право в области образования и воспитания перед всеми другими лицами.
Поначалу ни родительская, ни педагогическая общественность на это никак не реагировали. Что было объяснимо, поскольку вся система и по структуре, и по управлению, и по финансированию оставалась прежней. Новые законодательные положения, декларирующие различные формы образования как равноправные, не были подкреплены ни организационно, ни финансово, хотя закон предусматривал на федеральном уровне финансовую поддержку семейного образования, а именно — выплату компенсации выбравшим его родителям в размере норматива финансирования обучения ребенка в школе.
В тот момент, когда закон только вышел, лишь единицы родителей воспользовались той свободой, которую он предоставлял. Затем их число стало нарастать, но очень медленно. Перемены произошли в 2004 году, когда в связи с перераспределением полномочий между центром и регионами решение вопросов поддержки семейного образования отнесли к компетенции регионов. Некоторые регионы ввели норму о выплате компенсации родителям, выбравшим семейное образование.
Семейное образование: начальная школа и дальше
Какая же задача в отношении образования и воспитания была непреложной во все века? Она заключается в том, что ребенка надо вырастить и поставить на ноги: сделать так, чтобы он мог жить в том месте и в то время, когда появился на свет. Никто не справится с этой задачей лучше, чем родители, которым, как никому другому, известны все особенности собственного чада.
Школьная система уже с начального звена подавляет личность ребенка — например, тем, что на полдня загоняет в школьные классы по 25 учащихся, половина из которых не может и получаса высидеть спокойно. Конечно, и при таких обстоятельствах дети получат определенные знания. Но для этого существуют заведомо лучшие условия, чем те, что предлагает школа. Каждый родитель хочет, чтобы его сын или дочь были здоровыми, образованными и счастливыми. Практика показала: давая образование в семье, родители устраняют такие недостатки системы, как подавление в ребенке творческих способностей и содержание его в неестественных условиях. Сейчас ходит такая шутка: главное преимущество семейного образования в том, что дети могут выспаться. На самом де-ле это один из важнейших факторов здоровья, потому что нарушение биоритмов ведет к ослаблению организма и появлению различных заболеваний.
В образовании, как в любом длительном процессе, есть свои цели. Цель начальной школы — сформировать психофизические навыки чтения, счета и письма, которые формируются на основе естественного интереса к познанию мира. Обучить им ребенка мо-жет любая мама, для этого не надо быть специалистом. Научит этому и школа, но если сам процесс обучения будет вызывать у ребенка ощущение дискомфорта, то поневоле у него сформируется отношение к учебе как к делу противному, скучному и тяжелому. В домашних условиях мы имеем возможность выстроить для конкретного ребенка систему, на выходе из которой он получит начальные познавательные инструменты и при этом сохранит желание учиться дальше. Это получается хотя бы за счет того, что ребенок не должен приходить к половине девятого в школу, а может только встать в девять утра, может заниматься либо в первой, либо во второй половине дня в зависимости от его особенностей.
На следующей ступени образования уже другие цели. Мы в нашей семье сами обучили своих детей от первого до последнего класса и из опыта вывели, что ребенок может учиться самостоятельно. Но это возможно, только если уже были благополучно решены задачи начальной школы и если после этого в течение двух-трех лет взрослые целенаправленно учили ребенка извлекать знания из всех возможных информационных источников. Школа действует по программам, которые спущены свыше. Она не учитывает, могут ли эти программы быть выполнены данными конкретными детьми. В домашних условиях находятся решения, которые позволяют не отбить охоту к учебе и выбрать из предложенных образовательных программ те задачи, которые выполнимы и наиболее эффективно ведут к результату.
Другое дело, что родители, выросшие в рамках школьной системы, не могут вы-рваться из нее и, даже выбирая для своего ребенка семейное образование, стремятся внести в процесс обучения какие-то усвоенные со школы стереотипы. Спрашивают: «По ка-кой программе нам надо учить?». И страшно недоумевают, когда слышат в ответ: «Это же ваш ребенок! По какой хотите, по такой и учите! Он вам сам подскажет, что для него лучше, что он может воспринять, а что нет».
Есть в семейном образовании и другой подводный камень: это родительские амбиции, когда взрослые ради достижения собственных представлений о том, каким должен вырасти их сын или дочь, идут против естества ребенка, против его желаний и склонностей.
Семейное образование — это реальная большая ответственность, в том числе — за правильное восприятие своего ребенка. Только не надо думать, что этим правильным восприятием обладает бригада квалифицированных психологов. Ничего подобного, материнство и отцовство альтернативы не имеет!
Кто может учить и учиться дома
Я неоднократно говорю родителям: если вы вдруг нашли такую школу, которая подходит для вашего ребенка, бегом бегите туда. К сожалению, найти такое образовательное учреждение все труднее, а кроме того, есть дети (и они составляют социально значимую группу), которые вообще не вписываются в классно-урочную систему, не могут «хлебать знания из общей тарелки». Они способны учиться, только когда вокруг стоит рабочая тишина, в которой и совершается интеллектуальный труд.
Важный вопрос: как люди, которые воспитаны в рамках несостоятельной и устаревшей образовательной системы, смогут сами учить своих детей? Дело в том, что в семейном образовании родитель выступает как организатор обучения в большей степени, нежели как учитель. Раз он по-настоящему заинтересован в знаниях ребенка, значит, должен искать подходящие инструменты для его обучения. Все они доступны, Интернет наполнен разного рода материалами.
Как определить, что именно подходит для вашего сына или дочери? Тут срабатывает то, что называется материнством. Если главный капитал, который хотят прирастить мамы, — это знания собственного ребенка, то они этот капитал прекрасно приращивают независимо от того, что сами, может быть, учились недостаточно хорошо. В общем, утверждение о том, что детей должны учить исключительно профессиональные педагоги, — миф. И если бы не этот миф, то число людей, которые брались бы самостоятельно решать эту задачу, по крайней мере в начальной школе, было бы значительно больше.
Система школьного образования — одна из самых консервативных. Отношение к тому, что можно учиться вне школы, у чиновников от образования ровно такое же, как было при советской власти: «Эти дети что, больные?». Несостоятельность семейного образования они пытаются доказать любыми путями, например, давая учащимся в проверочных работах такие задания, которые с трудом могут решить люди, окончившие профильные вузы.
Используются и другие механизмы. С момента вступления в силу в 2013 году нового закона «Об образовании» московские власти подали пример такой его интерпретации, из которой следует, что родителям, самостоятельно обучающим своих детей, можно не платить компенсации. Они пытаются настроить против хоумскулинга все образовательные учреждения. Их руководителям говорят: раз из вашей школы люди уходят на семейное образование, значит, она плохо работает. То есть наличие семейного образования интерпретируется как недостаток тех или иных школ. Не говоря уже о том, что совершается посягательство на свободу выбора родителей, которые по-прежнему на законодательном уровне имеют преимущество в выборе формы обучения для своих детей.
Как бы там ни было, но у ответственных, думающих родителей есть собственные взгляды на будущее своих детей. Полученную свободу они используют для гармоничного воспитания: занятий искусством, спортом и так далее. Благодаря эффективному времяпрепровождению дети приобретают очень многое, и это становится очевидным для все большего числа людей.
Наиболее спорным при этом остается вопрос о социализации. На это могу сказать: такая социализация, которая есть в массовой школе, никому не нужна. Социализация детей школьного возраста — это их приготовление к жизни во взрослом обществе. Но в нем не существует одновозрастных групп! В школе же мы видим общение, во-первых, одновозрастное, во-вторых — принудительное. Такого во взрослой жизни нигде нет.
Кроме того, одновозрастное общение ведет к росту внутренней агрессии, потому что каждый человек, даже в детстве, инстинктивно норовит выделить свои индивидуальные черты, и чаще всего это делается агрессивно. Если посмотреть вот этой правде в глаза, придется определить детство как период борьбы с агрессией. Думаю, вряд ли кто-нибудь захочет с этим согласиться. Обычно детство определяют как период жизни, который должен быть счастливым.
В этом отношении семейное образование не имеет конкурентов, ибо нет такого учреждения, которое занимается счастливым детством. Этим занимаются только родители. В том-то и заключается главное преимущество семейного образования: родители делают то, что никто никогда и ни за какие деньги за них не сделает — они делают ребенка счастливым.
Источник 7ya.ru