Как превратить рутину в призвание, а неприятных людей – в учителей
В новогодних поздравлениях часто звучит примерно следующее: пусть ваши проблемы, неприятности останутся в уходящем году, а год наступающий несет только позитив. Теперь мы знаем, как осуществить это пожелание на практике — по крайней мере, в том, что касается работы и общения с внешним миром. Если немного потренироваться, то рутинные обязанности можно превратить в свое призвание, а малоприятных людей — в учебное пособие.
Как работа делает человека счастливым
Значительную часть своего времени мы посвящаем работе, и все-таки многие люди видят мало смысла в том, чем они занимаются по нескольку тысяч часов в год. Если вы не считаете свою работу значимой, у вас есть выбор из двух вариантов (кроме третьего — просто расстроиться по этому поводу): найти более осмысленную работу или найти смысл в имеющейся работе.
Не каждый из нас может похвастаться идеальной работой — такой, чтобы она соответствовала всем нашим ценностям, велась в окружении прекрасных коллег и в атмосфере, идеально подходящей нашему темпераменту. Но даже если вы так и не нашли идеальное место, существует предостаточно способов, как относиться к той работе, которая у вас уже есть.
Руководитель вы или менеджер, инвестиционный банкир или общественный деятель — у вас всегда есть что контролировать. Если и не полностью, то в определенной степени от вас зависит, на каких аспектах работы вы фокусируетесь. А следовательно, и как воспринимаете свою жизнь на рабочем месте.
Например, можно напоминать себе, что эта работа важна для других людей, можно сосредоточиться на том, что считаешь интересным и увлекательным в рабочем процессе, или на тех возможностях, которые существуют для роста и развития профессиональных навыков. Если же найти что-то стоящее совсем не получается, можно убедить себя, что работа приносит вам деньги и позволяет в свободное время заниматься тем, чем вам нравится.
Я расскажу вам историю о том, как разные люди могут воспринимать одну и ту же работу.
Проходя мимо стройплощадки, мужчина увидел трех каменщиков, кладущих кирпичи. Он подошел к первому и спросил: «Что ты делаешь?». Тот раздраженно ответил: «Я кладу кирпичи!». Он подошел ко второму каменщику и задал тот же вопрос. Тот ответил: «Я зарабатываю себе на жизнь». Он спросил и третьего каменщика: «Что ты делаешь?». Тот посмотрел на него, улыбнулся и сказал: «Я строю собор».
Психологи Эми Ржеснивски и Джейн Даттон провели исследование, чтобы выяснить, какое влияние наш настрой оказывает на наше восприятие работы. Участниками исследования были уборщицы в госпитале. Всех испытуемых можно было разделить на две группы: одни смотрели на то, что они делают, просто как на работу, за которую им платят зарплату, и описывали свою деятельность как скучную и бессмысленную; а другие считали ее своим призванием и говорили о том, что чувствуют себя частью важного и интересного дела.
Уборщицы из второй группы и вели себя иначе: они больше общались с медсестрами, пациентами и посетителями и старались поддержать и подбодрить всех, кому это было необходимо. В общем и целом они воспринимали свою работу в более широком контексте: не просто мыли пол в палатах и убирали мусор, а вносили свой вклад в лечение пациентов и в работу всего госпиталя.
И у тех и у других работа была, по сути, одной и той же. Но те, кто считал ее важной и полезной для пациентов, были более счастливы, чем остальные. Более того, они были даже более счастливы, чем многие врачи госпиталя, которые, как и первая группа испытуемых, тоже не видели смысла в своей работе.
Исследователи обнаружили сходные результаты и у парикмахеров, и у инженеров, и у работников ресторанов. Те из них, кто сознательно или неосознанно принимал решение относиться к работе как к рутине, были менее счастливы и менее удовлетворены своей жизнью, чем их коллеги, считавшие работу своим призванием.
Сегодня сотрудники многих компаний получают задание описать свои должностные обязанности с акцентом на их технические аспекты, что в результате заставляет людей воспринимать свою деятельность именно как работу, труд. Почему бы вместо этого не подчеркнуть те элементы рабочего процесса, которые кажутся значимыми и важными именно для вас? Другими словами, почему бы не описать не рутину, а призвание?
Чему могут научить неприятные люди
Есть определенный тип людей, которые нас по тем или иным причинам раздражают. Своим поведением, манерой говорить, внешним видом или походкой. Чаще всего мы считаем, что правильнее перестать с ними общаться или свести общение к минимуму... Но вот однажды возникает необходимость посмотреть на этих людей с другой стороны. И тогда выясняется, как много мы упускаем, когда бездумно на них сердимся.
Если попытаться разобраться, откуда берется наше неприятие другого человека, можно многое понять в самом себе. Как правило, нас раздражает именно то, что нам в себе не нравится. Учась ценить людей, которые нас раздражают, мы развиваем способность во всем находить что-то полезное и сопереживать. А это многое меняет как в отношениях с окружающими, так и в отношениях с самим собой.
Медитация «любящей доброты» — практика, которая существует на Востоке уже тысячи лет. В ее основе лежит простая идея — направлять доброту, сочувствие, щедрость, доброжелательность и позитивные эмоции на себя и на других людей.
Начать можно с тех «объектов», на которые легко направить добрые чувства, а затем постепенно расширять сферу воздействия, добавляя в свой круг доброты и тех людей, к которым не слишком хорошо относишься. Например, я могу думать о своем ребенке и сначала направлять свою любовь и доброту на него. Затем, прочувствовав это состояние, я начинаю размышлять о ком-то другом, не настолько близком, и направлять свои добрые чувства и на него тоже. Постепенно я могу распространять энергию любящей доброты даже на тех людей, к которым испытываю скорее негативные чувства.
Помню, как я практиковал эту медитацию во время двухдневного семинара, первый день которого прошел не слишком гладко. Некоторые участники относились к позитивной психологии с большим скептицизмом, а я из-за этого очень нервничал. Утром второго дня я решил помедитировать, направляя любовь сначала на свою семью, потом на своих близких — и наконец перенаправил ее на участников своего семинара. Я почувствовал, как меня наполняют хорошее расположение и любовь к ним. Я поехал на семинар, излучая позитивные эмоции.
И в результате второй день прошел очень хорошо, я многому научился, особенно от самых заядлых скептиков. Была ли медитация тому причиной, не знаю — у меня не было «контрольной группы», чтобы это проверить, — но даже если мое мини-вмешательство и не оказало влияния на качество моей работы, в любом случае оно определило мое эмоциональное состояние.
У вас есть человек, который особенно сильно вас расстраивает? Вас раздражает какая-то конкретная его черта или конкретное поведение? Попробуйте провести медитацию любящей доброты, испытайте положительные эмоции по отношению к этому человеку.
Источник 7ya.ru