Отвечает педиатр, доктор медицинских наук, профессор Лев Хахалин:
— Беспокойный детский сон, проблемы с засыпанием — самые частые вопросы наших читателей. Это тема вненациональная и имеет многовековую историю. В основе трудного засыпания малышей лежат несколько факторов: дискомфорт окружающей обстановки (ребенку жарко или холодно, он испытывает голод или жажду.
..), болезненные ощущения (прорезывание зубов, колики...), а кроме того, со второго полугодия жизни дети начинают переживать кризис психического развития — начало самосознания. И эта последняя причина плохого засыпания самая устойчивая.В Интернете можно найти несколько таблиц с «нормативами» продолжительности сна здоровых детей. Цифры в них немного варьируются, но это не важно, потому что эти усредненные показатели не учитывают, что все дети разные. Они генетически разделены на «жаворонков» и «сов», на четыре основных темперамента, у них может быть разный тип нервной системы, например возбудимые дети спят меньше и раньше отказываются от дневного сна, потому что у них хуже работает система торможения. Да и растут дети в семьях с разным укладом жизни. Так что, определяя норму сна, ориентируйтесь на особенности своего ребенка.
В ряде стран проблему засыпания считают столь серьезной, что ее изучением занялись ученые. Наибольшую известность получили два подхода к укладыванию: разработкиоснователя и первого директора Центра по изучению нарушений сна у детей в Бостоне (США) профессора Ричарда Фербера и метод не менее маститого детского психолога доктора Уильяма Сирса (США).
1985 году, после 20‑летнего изучения проблем сна маленьких детей, Фербер сформулировал простую методику перевоспитания малышни с проблемами засыпания. Существует десяток модификаций метода Фербера, но все они базируются на основном постулате: уложенный спать плачущий или возбужденный ребенок должен заснуть в одиночестве, но при этом понять, что он под защитой родителей. Для этого родителям рекомендуется время от времени показываться на глаза ребенку, но не предпринимать никаких попыток успокоить его погремушками, укачиваниями, похлопываниями, песенками... и прочими хорошо известными способами. Фербер предлагает четкую схему таких визитов родителей и суровые ограничения на их действия во время этих визитов. И он утверждает, что на седьмой день строгого выполнения программы практически все дети начинают засыпать самостоятельно.
Много лет эта методика пользовалась популярностью в США и отчасти в Европе. В СССР о ней знали только педиатры и сурово осуждали ее.
Полной противоположностью является метод доктора Уильяма Сирса, считающего способ Фербера жестоким и бесчувственным (как можно оставить в кроватке несчастного плачущего ребенка одного?!). Сирс считал, что в особо кризисные ночи родители могут взять ребенка в свою кровать. Статистики нет, но все мы знаем, что этот метод широко распространен в России.
Понимаю, что сейчас вам приходится недосыпать, жертвовать своим временем, силами и нервами. Но, поверьте, проблема засыпания рано или поздно решится.
Нормы сна | ||
Возраст ребенка | Суммарная суточная | Дневной сон |
1–4 месяца | 19–18 часов | 4–5 раз по 1,5–2 часа |
5–9 месяцев | 16–15 часов | 3–4 раза по 1,5–2 часа |
10–12 месяцев | 14–11 часов | 3–4 раза по 1,5 часа |
1–1,5 года | 12–11 часов | 2–3 раза по 2 часа |
1,5–2 года | 11 часов | 1 раз 2,5 –3 часа |
2–3 года | 11 часов | 1 раз 2–2,5 часа |
Старше 3 лет | 9–11 часов | 1 раз 1,5–2 часа |