Образование в Финляндии: какие предметы изучают в школе и чем заняты дети после уроков
В прошлый раз мы рассказали о подготовке учителей в Финляндии и о том, как финским школам удается поддерживать высокий уровень образования. Сегодня — о том, что делают школьники в Финляндии после уроков и почему финские подростки не переживают по поводу оценок.
Финские подростки: хороший английский и много прав
Десятиклассницы Ирис и Надя встретили меня в уютном кафе на площади Хаканиеми в Хельсинки. Как и большинство финских подростков, Ирис и Надя знают США в основном по телешоу, которые смотрят без субтитров (поэтому у них нет трудностей с разговорным английским).
«В Финляндии у подростков очень много прав», — говорит Ирис и добавляет, что вполне довольна своей жизнью. В школе взрослые стараются прислушиваться к мнению учеников и уважают их решения. Дети сами составляют расписание, и педагоги помогают им сделать программу как можно более интересной. Когда приходит время сдачи экзаменов, школьники решают, в какой день какой предмет им удобнее сдать.
До одиннадцати лет детям не ставят оценки и не задают уроки на дом. Недавно проведенное исследование показывает, что в Финляндии только 7% детей переживают из-за отставания по математике (сравним с показателями Японии — 52% и Франции — 53%). Иностранцев финские школы поражают атмосферой спокойствия.
Ирис и Надя рассказали мне, что после уроков гуляют с друзьями. Они стараются хорошо учиться, но при этом не испытывают особого давления со стороны родителей. Финские подростки меньше переживают по поводу будущего, ведь к их услугам — бесплатное и очень качественное высшее образование. После уроков они не бегут на подготовительные курсы, как в Южной Корее, Сингапуре и Китае.
К среднему специальному образованию здесь также относятся с уважением; большое количество уроков, связанных с практической деятельностью, показывает детям, что в ручном труде нет ничего зазорного.
Урок труда — для лучшей успеваемости по математике
В Финляндии мне довелось посетить начальную, среднюю и старшую среднюю школу в пригороде Хельсинки, а также начальную школу в Лахти, небольшом городке в часе езды от столицы.
В средней школе Кауниайнена, как и в других средних школах, обязательными предметами являются финский, шведский, английский, математика, химия, физика, биология, география, история, обществознание, труд, искусство, домоводство и физкультура. По желанию можно выбрать дополнительные иностранные языки. Музыка и труд не менее важны, чем физика и математика: учителя убеждены, что занятия творчеством благотворно влияют на успеваемость по всем предметам.
Финские учителя полагают, что дети лучше учатся, если занимаются в течение дня самыми разными вещами. Катрина, преподавательница английского, привела меня на урок домоводства в старших классах. Большую часть присутствовавших составляли мальчики. В тот день они варили сосиски, пекли блины и жарили яичницу. В классе играло радио, школьники негромко переговаривались, не отвлекаясь от дел. Кто-то уже закончил готовить и вытирал стол, кто-то пробовал результаты своих кулинарных экспериментов. «Такие занятия помогают сбросить напряжение, — заметила Катрина. — Детям нужны уроки, на которых можно перевести дух и пообщаться с друзьями».
На уроках домоводства школьники узнают, как грамотно выбирать продукты, знакомятся с принципами правильного питания, учатся готовить, стирать и убирать за собой. В учебнике, которым поделился со мной один из учеников, я обнаружила красочные фотографии традиционных финских блюд, инструкции по организации вечеринок, советы из области этикета, а также немало полезной информации о том, как покупать одежду и вести домашний бюджет.
Правильно вести себя за столом, готовить, пришивать пуговицы и разбираться в продуктах учат школьников не только в Финляндии, но также в Японии и других странах. Эти государства ставят перед учебными заведениями конкретную задачу — подготовить детей к самостоятельной жизни.
Раньше домоводство и в Америке входило в обязательную школьную программу, но сегодня этот предмет (переименованный в «науку о семье и потреблении») перестал быть неотъемлемой частью школьной жизни: в США считается, что готовить, убирать, штопать одежду и стирать дети должны учиться дома, а не в классе. Финские педагоги осознают, что у родителей не всегда есть на это время, следовательно, задача школы — научить детей всему необходимому для полноценной жизни.
Практические занятия, по словам преподавателей, помогают расширить кругозор и развить гибкость ума. В классе рукоделия я наблюдала за тем, как дети валяют игрушки из войлока, в столярном классе — как тринадцатилетние школьники делают стулья. По словам учителей, тут есть еще один крайне важный момент помимо «ежедневного отдыха»: творческие занятия уравновешивают научные. Дети с радостью идут в школу, потому что знают — им не придется все время сидеть над учебниками, и испытывают чувство удовлетворения, когда создают что-то своими руками.
Безопасность, свобода и самостоятельность
Когда я переступила порог начальной школы в Лахти, там как раз началась перемена, и шумные стайки детей носились по залитым солнцем широким коридорам. В младших классах на отдых от занятий в среднем отводится до семидесяти пяти минут каждый день. По словам Пекки, учителя английского языка, который вызвался быть моим сопровождающим, частые перемены просто необходимы детям, чтобы выпустить энергию.
Самое главное — финским детям не мешают просто быть собой. У моей финской знакомой Пяйви — трое детей. Когда она была маленькой, взрослые позволяли ей самой решать, с кем дружить и чем заниматься. Теперь ее дети пяти, девяти и одиннадцати лет по утрам сами идут на остановку школьного автобуса через небольшую рощицу; мама не провожает их даже зимой, когда светает довольно поздно.
После уроков дети играют с друзьями. Пятилетняя дочка говорит Пяйви: «Мам, я к подружке!» — и убегает. Пяйви не всегда знает, где ее дети, но относится к этому совершенно спокойно. Они занимаются спортом — футболом, хоккеем и лыжами, — но без принуждения. «В таком возрасте это должно прежде всего приносить удовольствие, — говорит Пяйви. — И пусть не ограничиваются чем-то одним, иначе как они найдут то, что им действительно нравится?».
На англоязычном родительском форуме она с удивлением прочитала, что американские родители не решаются оставить ребенка младше четырнадцати лет одного на катке. В Финляндии никому и в голову не придет присматривать за такими большими детьми. Здесь родители придерживаются мнения, что у ребенка должна быть своя жизнь.
В Америке, Китае и Южной Корее родители боятся, что без их помощи дети не смогут выстоять в условиях жесткой конкуренции. Выбрать для ребенка правильные увлечения, решить, как он будет проводить свободное время, убедиться, что информация, которую он получает, ему не навредит, — вот далеко не все задачи, которые мы упорно берем на себя.
Сара Эпплгейт, учительница и школьный библиотекарь из Вашингтона, во время своей многомесячной поездки по Финляндии посещала библиотеки и каждый раз интересовалась подбором книг и списком разрешенных сайтов, поскольку в Америке взрослые привыкли считать себя бдительными стражами на пути в мир знаний. Финны смотрели на нее с легким недоумением. В Финляндии куда спокойнее относятся к тому, какую информацию потребляют дети, и не пытаются на всякий случай запретить все потенциально опасное.
«Это удивительно, учитывая, как здесь заботятся о безопасности детей», — рассказывает Сара. Дошкольники, играющие в парке, в обязательном порядке надевают жилеты со светоотражателями, чтобы их можно было заметить издалека. Государство по максимуму обеспечивает детей всем необходимым: едой, жильем, одеждой, качественной медициной и образованием. «В младших классах преподаватели внимательно относятся к каждому ученику и стараются предупредить возможные проблемы, вместо того чтобы бороться с последствиями», — говорит Сара. Но, окружая детей заботой, взрослые постепенно нагружают их ответственностью, которая способствует развитию самостоятельности.
После поездки в Финляндию отношение Сары к преподаванию изменилось. В частности, она поняла, что ее ученикам необходимо больше времени проводить на свежем воздухе. «Нужно выгонять их из класса каждые сорок пять минут. До приезда в Финляндию я не верила, что это работает. А учителя твердили: „С ними будет невозможно справиться, если они не побегают!“. И теперь в конце урока я сама говорю детям: „На улице не минус двадцать, идите погуляйте“».
Источник aif.ru