Жил-был в нашей стране такой ученый-психолог Л.С. Выгодский. Впрочем, было это давно и он, конечно же, уже умер. А вот некоторые его открытия живы. И даже в Европейской и Североамериканской детской психологии и педагогике недавно стали очень популярны. Впрочем, мы-то с вами об этом уже знали. Всегда, просто всю нашу жизнь.
Дело в том, что есть три варианта среды развития человека, а в первую очередь - нашего любимого РЕБЕНКА:
1. КОМФОРТНАЯ среда - условия полностью благоприятные, всё хорошо, все потребности немедленно, а то и заранее удовлетворяются, в росте, развитии, самосовершенствовании нет потребности. Тот самый анекдот, когда сын впервые заговорил, только когда каша подгорела – именно про это. Создание такой среды и есть то самое вредное БАЛОВСТВО.
2. ДИСКОМФОРТНАЯ среда - всё плохо, все силы уходят на то, чтобы выжить, получить хоть какое-то минимальное удовлетворение физ. потребностей, поэтому нет ни сил, ни энергии на личностное развитие. Тут и неблагополучные семьи, и всякие стихийные бедствия. Не даром говорят «голодное брюхо к учению глухо». И анекдот есть про Вовочку: «Марьиванна, мне бы ваши проблемы!»
3. РАЗВИВАЮЩАЯ среда - основные потребности удовлетворены, но чтобы удовлетворить остальные потребности, необходимо прикладывать определенные (вполне посильные для данного конкретного человека) усилия, осваивать новые навыки, чему-то учиться и т.п.
- А какая среда развивающая именно для моего ребенка?
Это связано как с личными особенностями ребенка, так и, в первую очередь, с его возрастом.
- Определим мы эту среду, создадим ему такую, и он будет себе замечательно развиваться, всему учиться? Сам?
Да. Только в зоне ближайшего развития находится то, что он должен делать с помощью взрослого, с помощью родителей. Это все наши действия начиная от «если ты хочешь ту игрушку, подставь стул и достань» до «если ты не можешь решить эту задачу, давай вместе еще раз прочтем параграф в учебнике и попробуем разобраться».
И такая помощь, такое «вместе» тоже бывает разным:
- я делаю это у тебя на глазах: смотри и повторяй или помогай;
- мы делаем это вместе;
- ты делаешь, а я помогаю;
- ты делаешь, а я подсказываю как;
- мы вместе делаем схему как это делать, а потом ты делаешь сам, а я смотрю;
- ты сам делаешь схему как это делать, делаешь это действие, а я проверяю результат;
- ты всё делаешь сам и я в тебя верю, если понадобится помощь – скажешь;
- это то, с чем ты сам можешь справится.
Именно так и учат детей делать уроки самостоятельно. Впрочем, так учатся всему. И не только дети.
Свежие комментарии