Типичный случай
У мамы Вити накопилась к нему масса претензий. Но главная сводилась к тому, что Витя похож на сонную муху.
Энергичную женщину это очень раздражало.
Однако раздражением можно добиться только обратного эффекта. Разнервничавшись, нерасторопный человек еще больше затормозится, а то и вовсе впадет в прострацию.Торможение – защитная реакция, широко распространенная в животном мире. Когда убежать от преследования невозможно, многие живые существа впадают в ступор и даже… засыпают. Для флегматичного, медлительного ребенка гнев мамы и ужас от того, что они куда-то опаздывают, вполне сопоставимы с такой грозной опасностью.
Вяжем и лепим
Прежде всего, нужно ослабить напор. Пытаться в корне переделать человека не стоит. Сил потратите уйму, а добьетесь только того, что у сына расшатаются нервы. Может кончиться и вовсе печально: ребенок от перенапряжения начнет заикаться или мочиться в постель.
Не сравнивайте ребенка с собой, как делала Витина мама. Это вызовет только обоюдную досаду и разочарование.
У медлительных детей часто бывает плохая моторика. Необходимо заниматься ее развитием. В этом вам помогут нейропсихологи и дефектологи. Полезно нанизывать на нитку бусы; складывать мозаику, лепить, вязать, вышивать… Если малыш будет от чего-либо отказываться, значит – ему трудно выполнить задание. Сделайте львиную долю сложного задания сами, побуждая ребенка хоть немножко помочь вам. Но при этом создавайте у него иллюзию, будто бы вы все делаете вместе. Постепенно поручайте ему все больший участок работы, неустанно его подбадривая.
Позаботьтесь о том, чтобы одежда ребенка была максимально лишена пуговиц, завязок – всего того, с чем ему справляться трудновато. Не волнуйтесь, завязывать шнурки он все равно научится. Главное, чтобы, вспоминая детство, он не леденел, мысленно слыша ваши раздраженные окрики.
Играем вместе
Медлительного ребенка следует чаще вовлекать в подвижные игры.
На первом этапе, пока он не освоил игру, ему лучше играть со взрослыми, которые должны создавать у него ощущение успешности.
Для психологической подготовки к школе полезно развивать в игре навыки быстрых ответов. Например: «Что бывает красным (пушистым, железным…)?» Или: «Что растет в саду (лесу, огороде, тундре)?» Когда ваш ребенок уже не будет затрудняться с ответами, начните играть на время. Только не поднимайте планку слишком высоко, иначе малыш начнет проигрывать и откажется от игры.
Овладев и этими премудростями, перейдите к новому этапу: теперь игра будет вестись с мячом. Нерасторопному ребенку придется совершать сразу два действия: отвечать и ловить мячик. Причем отвечать без подготовки. Эта игра хороша еще и тем, что кроме полезной психотренировки ребенок незаметно отрабатывает ответы на вопросы, которые ему могут задать при поступлении в школу.
Прекрасно подходит для развития ловкости и координации действий и известная детская игра с мячом «Съедобное – несъедобное», когда, бросая мяч, вы называете предмет, а ребенок определяет, съедобный этот предмет или нет, и в зависимости от этого ловит мяч или пропускает.
Можно играть «В слова» (следующее слово начинается с последней буквы предыдущего: мама – абрикос – сено – орел…). С ребятами 8–12 лет – «В города» (правила аналогичны). Идти следует от простого к сложному: сперва просто игра, затем игра с мячом, затем без мяча, но с какими-то дополнительными действиями типа хлопков, наклонов…
Режим дня
Поскольку копуша тратит много моральных и физических сил на действия, которые расторопным людям даются без труда, им надо чаще давать отдохнуть. Не нагружайте медлительного ребенка дополнительными занятиями. Не ориентируйтесь на его сверстников. У них другой темперамент, другая степень выносливости.
Если вы куда-то вместе собираетесь, начинайте сборы заранее. Не требуйте, чтобы ребенок обязательно одевался сам. Медлительным бывает очень тяжело собираться по утрам. Сонные, невыспавшиеся, они не хотят идти в сад или в школу, отнимающие у них столько сил. В эти минуты им особенно нужна поддержка близких.
Он у нас обстоятельный!
Если родные учитывают особенности медлительного ребенка, он постепенно адаптируется к жизни. Старайтесь видеть в его особенностях и положительные стороны. Внушайте и ему и себе, что он не медлительный, а обстоятельный. Семь раз отмерит, один – отрежет. Торопыжки же спешат, и многое у них получается тяп-ляп. Почаще иллюстрируйте поговорку «поспешишь – людей насмешишь» наглядными примерами, но при этом тактично помогайте малышу. И скоро вы убедитесь, что, когда тише едешь, действительно будешь дальше.
Источник aif.ru