Интересно: в Канаде к нестандартным детям относятся не только дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), но и талантливые, гениальные дети.
Новое законодательство предусмотривает индивидуальный подход к обучению каждого ребенка, которому это необходимо. Именно об индивидуальном плане обучения и говорили на встрече с Ричардом Зиглером* у нас в школе.
Это был не столько рассказ о его работе, сколько ответы на наши сегодняшние и ежедневные проблемы. Попробую изложить кратко.На его взгляд в начальной школе у нас всё с этим очень хорошо, особых проблем, по сравнению с другими странами, нет. Все проблемы начинаются в средней школе. Именно тут, когда учителей много, сами дети уже в подростковом возрасте, а программа нацелена на академическое образование, а не подготовку к обычной, повседневной жизни, возникает множество проблем.
Во всех странах структура образования такова:
ПРАВИТЕЛЬСТВО (в смысле управление отраслью) выдает работникам образования
ПРОГРАММУ, которая обязательна к исполнению, которую мы так или иначе знаем, так или иначе умеем выполнять И которая подходит для ОБЫЧНЫХ, средних детей
Но есть категории детей, которым эта программа не подходит:
это ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ и ОДАРЕННЫЕ, талантливые дети. С их-то образованием и возникают проблемы.
Зиглер подчеркнул, что особых детей немного. Тех, для кого обычная программа слишком высока и те, для кого слишком низка, составляют по 1% населения. (Имеется в виду в среднем по популяции). И этих детей видно сразу, непрофессиональным, невооруженным взглядом. У нас, в отличае от большинства стран, есть специальные школы для детей с теми или иными отклонениями здоровья, поэтому такие дети как бы исключены из жизни общества. И у нас, в отличае от других стран, не принято заботится о таких людях, помогать им.
Но есть и, на взгляд Р.Зиглера, вполне объективные причины снижения толерантного отношения к особым детям. Это их количество, концентрация. В нашей школе 380 учащихся. В Канаде на такую школу должно приходится не более одного "особого" ребенка на класс. При этом такой школе положен один (!) специальный учитель (у нас - дефектолог), который сможет вести индивидуальные занятия с этими особыми детьми в то время, когда в обычном классе идет соответствующий предмет. Например, у ребенка проблемы с чтением. Когда у класса чтение, педагог-дефектолог забирает его и обучает отдельно, по его индивидуальной программе. В остальном основному педагогу на уроках помогает тьютор, который не такой высококлассный специалист, как учитель и дефектолог. И к каждому ребенку-инвалиду у них приставлен личный тьютор (помощник-воспитатель).
И тут же возник вопрос: собственно инвалидов (у нас в школе - аутистов) достаточно мало. И при них всегда есть тьюторы. Так что с ними проблем почти нет. Проблемы с детьми НЕ ИНВАЛИДАМИ, с трудными, гиперактивными, социально дезадаптированными детьми, детьми с тем, что раньше называли "педагогической запущенностью", с детьми, у которых русский - не родной язык, с теми, для кого наши, московские, обычаи поведения - непривычны. И, конечно, с детьми с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), куда относятся и часто болеющие дети. Этих детей много!
Меня лично, как детского и семейного психолога, работающего с детьми и родителями из обычных классов, волновал другой вопрос: что делать, когда родительская общественность настроена против нестандартного ребенка в классе? К нашим аутистам они уже привыкли, но внутри класса к нестандартным детям, обучающимся в обычных классах иногда бывает очень негативное отношение, вплоть до обструкции, вплоть до травли.
С точки зрения Ричарда, это нормальное явление во всех школах. Да, с этим постоянно сталкиваются и они в Канаде, и в Танзании, и в других странах. Он привёл аббревиатуру: PORK (свинина) - parents of ordinary kids. Канадский юмор на грани фола.
Он много обращал наше внимание, что недостаточно умом принимать инклюзию. Эта работа обязательно требует участия сердца и веры, принятия своего божественного предназначения. Так же, как недостаточно действовать только сердцем, без достаточных знаний и понимания ситуации. Вообще обращение к Богу, к высшим силам, очень помогает в социальной работе, дает силы и поддерживает в преодолении трудностей.
Надо сказать, Ричард вообще не использовал слово "проблема". Он называл это трудностями, требующими преодоления, вызовом судьбы, вызовом нашему профессионализму.
Наши учителя без энтузиазма реагировали на эту часть беседы. Больше интересовали конкретные вопросы. Кто составляет индивидуальный план? Кто и как определяет, что он ребенку необходим?
Зиглер рассказал, как это в других странах. Причем, это касается и тех, кто может больше обычной учебной программы, и те, кто может меньше. Первыми обращаются родители, именно они играют ведущую роль в переходе на индивидуальный план. Но участвуют, конечно, и другие заинтересованные стороны, специалисты: классный руководитель (и в средней школе), представитель администрации (директор, завуч) + школьные специалисты (дефектолог, психолог, нейропсихолог, логопед и другие специальные сотрудники школы). Итак, состав комиссии по переходу на индивидуальный план:
1) родители, 2) классный руководитель, 3) завуч, 4) педагог специального образования (логопед, психолог, дефектолог и т.п.)
Следующий вопрос учителей, естественно: что делать, если родители не видят проблем своего ребенка?
В других странах, по словам Р.Зиглера, тоже большинство родителей закрывают глаза на имеющиеся проблемы. Или сами являются достаточно проблемными. Он охарактеризовал это словом "родительская слепота". В этом случае действует следующий механизм. Сначала классный руководитель обращается к специальному педагогу с просьбой понаблюдать учащегося на уроках и переменах. Специалист наблюдает и по определенному плану составляет характеристику особенностей ребенка: эмоциональное состояние, вербальный интеллект, социальный интеллект, физическое состояние, состояние мышления. После этого все те же сотрудники школы принимают решение и разрабатывают индивидуальный план обучения. Если родитель не приходит, его высылают на домашний адрес по почте (с уведомлением) и назначают родителям дату, когда они могут придти и включится в процесс обсуждения плана. Если родители не приходят ("молчание - знак согласия"), то план считается одобренным ими.
Критерии оценки учащихся, обучающихся по утвержденной программе, у нас есть. А как оценивать успехи ученика, выведенного на индивидуальный план обучения? Как его спрашивать на уроках, которые он посещает вместе с обычными детьми?
Спрашивать - надо. Необходимо. Только спрашивать такого ребенка надо в соответствии с его индивидуальным планом. И оценивать тоже по уровню выполнения плана:
1 - индивидуальный план не выполняется. Это недоработка создателей, повод пересмотреть план в сторону его упрощения, снижения нагрузки.
2 - минимальное выполнение плана.
3 - удовлетворительное выполнение плана.
4 - хорошее, достаточное выполнение плана.
5 - индивидуальный план выполняется и перевыполняется. Недоработка специалистов - создателей плана. Необходимо пересмотреть в сторону его усиления, увеличения нагрузки.
В общем и целом именно такой подход и предусматривает новый стандарт образования. Злоупотребления? Конечно, будут. Они есть во всех странах. Именно потому и нужно присутствие и участие родителей: только они несут полную ответственность за ребенка.
---
* Richard Zigler, доктор психологических наук. Специалист в области «Расстройства обучения и поведения», Имеющий широкий опыт организатор инклюзивного образования детей с особенностями развития. Работал в сфере инклюзивного образования с начала его введения в школах Канады. Был руководителем специального образования (образования детей с нарушениями развития и одаренных детей) в провинции Канады Британская Колумбия. Опытный консультант и лектор, пропагандирующий лучшие методики и направления в специальном образовании в странах, где идет становление этой отрасли образования (Перу, Танзания, Россия, Израиль и Китай).