Психолог Ирина Талышева из Елабуги придумала метод куклотерапии – восстановления душевного равновесия с помощью популярных норвежских кукол Тильд. Как это работает, узнал «АиФ-Казань».
Лицо без эмоций
Ирина Талышева практикует новый метод психотерапии – восстановление душевной гармонии с помощью кукол.
По этой методике она занимается со студентами Елабужского филиала Казанского университета.Занятие со студентами.
«Через куклу человеку легче раскрыться, получается эффект «маски», за которую можно спрятаться, и открыто рассказать о своих проблемах», - делится психолог. Занятия проходят в небольших группах по 15 человек. И первое, с чего начинают студенты – сами шьют куклу из ткани. Выбрать можно любую форму: человека или животного (зайца, котенка, медведя и так далее). Куклотерапией занимаются с тильдами – куклами без четко прорисованного лица.
По словам психолога, очень важно в процессе игры наделить куклу своей эмоцией, вложить в неё свои чувства. «Задумайтесь, почему наши бабушки и дедушки играли с куклами, у которых лицо не прорисовывалось? - спрашивает Ирина Анатольевна. – На самом деле это очень мудро, ведь ребёнок ассоциирует с куклой себя. Если выражение лица задано изначально, у ребенка не развивается здоровая эмоциональность».
У Тильды нет лица.
Куклу студенты шьют в уединении, без постороннего вмешательства. «В зависимости от характера эмоциональных проблем студент подбирает цветовую гамму для куклы, - продолжает психолог. – Например, люди с повышенной агрессией обязательно выберут красную одежду. Бывают и противоположные случаи. Однажды на занятие пришла девочка, одетая в бесформенный балахон, скрывающий фигуру. И кукла у неё получилась такая же: скромная и неприметная. Оказалось, что у неё проблемы в семье. Отчим после рождения второго ребенка не признавал её. В результате она жила с постоянным чувством вины, комплексом Золушки и боязнью выделиться».
На втором этапе студент придумывает историю куклы – кто она, как её зовут, где живёт. Так, рисуя сценарий жизни для куклы, человек ставит сказочного героя в условия, похожие на его собственную жизнь. Интересно, что у куклы мягкие руки и ноги, и она может «двигаться», ведь это тоже важный элемент игры. Ещё один инструмент, с помощью которого можно определить внутренне состояние человека. «Одна студентка во время сеанса постоянно закрывала своей кукле лицо и область груди руками, - продолжает Ирина Талышева. - Оказалось, что у самой девушки нет чувства безопасности, и много страхов по жизни». Ведь самое главное во время сеансов куклотерапии – точно определить проблему и проговорить её.
Проигрывание ситуаций происходит уже на третьем этапе. Студенты разбиваются в пары и тройки, сами придумывают себе сценарий и начинают проигрывать его. Как отмечает Ирина Талышева, ситуации у людей во многом похожи. Это сложные отношения с родителями, с противоположным полом, мальчики больше переживают за свой авторитет в коллективе. Кстати, парни идут на контакт гораздо легче и рассказывают о себе более открыто.
После того, как ребята обыграли ситуацию в парах и тройках, многие не хотят оставлять куклу у себя. «И это хорошо, - считает психолог. – Значит, отрицательные эмоции и блоки остались с этой куклой, а человек освободился от них».
Больше творчества
Но если взрослый человек отдаёт себе отчёт в том, что ему нужно больше времени посвящать творческим занятиям и отвлекаться, то детям справляться с напряжением и стрессами намного тяжелее. Они пока еще не умеют понимать своё эмоциональное состояние и управлять им. Так как же помочь детям?
Как снять стресс у ребенка?
- Дайте ему порвать бумагу, распустить старую вязаную вещь, размять замороженный пластилин. Агрессия выйдет с прилагаемыми усилиями.
- Помните, стресс выходит через тело! Пусть ребенок займется спортом – плаванием, единоборствами, танцами.
- Не разрешайте ему убивать монстров в компьютерных играх! Это не только не снимет злобу, но и умножит её.
- Учите ребенка создавать фигурки правильной формы из пластилина, глины, теста. Пусть они будут красивыми, разноцветными. Следите за тем, что лепит: угловатость – признак эмоциональных проблем.
- Показывайте ему добрые советские мультики или американские мультфильмы 50-60 годов. Пусть он увидит, что жизнь может быть размерной и логичной. Меньше водите его в кино.
- Не надо бояться играть самим или с ребёнком, резюмирует Ирина Анатольевна. Ведь в процессе игры появляются положительные, радостные эмоции, и это самое главное.
Источник aif.ru