На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Наши Детки

22 280 подписчиков

«Маска» с душой. Как куклы помогают избавиться от стресса и познать себя

Психолог Ирина Талышева из Елабуги придумала метод куклотерапии – восстановления душевного равновесия с помощью популярных норвежских кукол Тильд. Как это работает, узнал «АиФ-Казань».

Через  куклу человеку легче раскрыться.
Через куклу человеку легче раскрыться. © / Из личного архива
 

Лицо без эмоций

Ирина Талышева практикует новый метод психотерапии – восстановление душевной гармонии с помощью кукол.

По этой методике она занимается со студентами Елабужского филиала Казанского университета.  

Занятие со студентами.

Занятие со студентами. 

«Через  куклу человеку легче раскрыться, получается эффект «маски», за которую можно спрятаться, и открыто рассказать о своих проблемах», - делится психолог.  Занятия проходят в небольших группах по 15 человек. И первое, с чего начинают студенты – сами шьют куклу из ткани. Выбрать можно любую форму: человека или животного (зайца, котенка, медведя  и так далее).  Куклотерапией занимаются с тильдами – куклами без четко прорисованного лица. 

 

Справка
Тильда – народная кукла норвежцев, изготовленная из ткани. У классических тильд не обозначено выражение лица – у них могут быть глаза в виде маленьких черных точек, румяные щеки. Часто не обозначен рот. Обычно тильду шьют в виде девочки или девушки, реже в виде животных.

 

По словам психолога, очень важно в процессе игры наделить куклу своей эмоцией, вложить в неё свои чувства. «Задумайтесь, почему наши бабушки и дедушки играли с куклами, у которых лицо не прорисовывалось? - спрашивает Ирина Анатольевна. – На самом деле это очень мудро, ведь ребёнок ассоциирует с куклой себя. Если выражение лица задано изначально, у ребенка не развивается здоровая эмоциональность».

У Тильды нет лица.

У Тильды нет лица. 

Куклу студенты шьют в уединении, без постороннего вмешательства.  «В зависимости от характера эмоциональных проблем студент подбирает цветовую гамму для куклы,  - продолжает психолог. – Например, люди с повышенной агрессией обязательно выберут красную одежду. Бывают и противоположные случаи. Однажды на занятие пришла девочка, одетая в бесформенный балахон, скрывающий фигуру. И кукла у неё получилась такая же: скромная и неприметная. Оказалось, что у неё проблемы в семье. Отчим после рождения второго ребенка не признавал её. В результате она жила с постоянным чувством вины, комплексом Золушки и боязнью выделиться». 

На втором этапе студент придумывает историю куклы – кто она, как её зовут, где живёт. Так, рисуя сценарий жизни для куклы, человек ставит сказочного героя в условия, похожие на его собственную жизнь. Интересно, что у  куклы мягкие руки и ноги, и она может  «двигаться», ведь это тоже важный элемент игры. Ещё один инструмент, с помощью которого можно определить внутренне состояние человека. «Одна студентка во время сеанса постоянно закрывала своей кукле лицо и область груди руками, - продолжает Ирина Талышева. - Оказалось, что у самой девушки нет чувства безопасности, и много страхов по жизни». Ведь самое главное во время сеансов куклотерапии – точно определить проблему и проговорить её. 

Проигрывание ситуаций происходит уже на третьем этапе. Студенты разбиваются в пары и тройки, сами придумывают себе сценарий и начинают проигрывать его.  Как отмечает Ирина Талышева, ситуации у людей во многом похожи. Это сложные отношения с родителями, с противоположным полом, мальчики больше переживают за свой авторитет в коллективе. Кстати, парни идут на контакт гораздо легче и рассказывают о себе более открыто.  

После того, как  ребята обыграли ситуацию в парах и тройках, многие не хотят оставлять куклу у себя. «И это хорошо, - считает психолог. – Значит, отрицательные эмоции и блоки остались с этой куклой, а человек освободился от них». 

Больше творчества

 

«Молодежь всё чаще увлекается рукоделием, - отмечает Ирина Анатольевна. – Не хватает творчества. В СМИ, на экранах телевизоров очень много агрессии. Человек начинает понимать, что для счастья ему нужно создавать что-то красивое, гармоничное, причём своими руками. Ведь для слаженной и полноценной работы  полушарий мозга нужна работа пальцами обеих рук. Мы же много времени проводим за компьютером, и зачастую работает только один палец правой руки, который нажимает кнопку мыши». 

 

Но если взрослый человек отдаёт себе отчёт в том, что ему нужно больше времени посвящать творческим занятиям и отвлекаться, то детям справляться с напряжением и стрессами намного тяжелее. Они пока еще не умеют понимать своё эмоциональное состояние и управлять им.  Так как же помочь детям? 

Как снять стресс у ребенка?

  • Дайте ему порвать бумагу, распустить старую вязаную вещь, размять замороженный пластилин. Агрессия выйдет с прилагаемыми усилиями.
  • Помните, стресс выходит через тело! Пусть ребенок займется спортом – плаванием, единоборствами, танцами. 
  • Не разрешайте ему убивать монстров в компьютерных играх! Это не только не снимет злобу, но и умножит её. 
  • Учите ребенка создавать фигурки правильной формы из пластилина, глины, теста. Пусть они будут красивыми, разноцветными. Следите за тем, что лепит: угловатость – признак эмоциональных проблем.
  • Показывайте ему добрые советские мультики или американские мультфильмы 50-60 годов. Пусть он увидит, что жизнь может быть размерной и логичной. Меньше водите его в кино. 
  • Не надо бояться играть самим или с ребёнком, резюмирует Ирина Анатольевна. Ведь в процессе игры появляются положительные, радостные эмоции, и это самое главное. 

Источник aif.ru

Картина дня

наверх