Мы все очень хотим, чтобы наши дети получили хорошее образование. Чтобы ходили в школу с удовольствием. Чтобы учились упорно и настойчиво. И понимаем под этим не только стандартную школьную программу, но и так называемое «дополнительное образование», высшее образование. Так с чего начать? Как всегда, с себя.
Является ли образование залогом успеха и благополучия – отдельная история. (На самом деле, увы, нет).
Как мы относимся к людям образованным, профессионалам? Сначала несколько примеров.
История первая. Помню, в 70-ые, работала в нашем институтском ВЦ (компьютеры тогда были большииииие!). Мой начальник был обыкновенный доморощинер-коекакер. Однажды в своем опыте он столкнулся с проблемой, что программный сбой произошел из-за вируса, сочиненного студентами-третьекурсниками. С тех пор любые неполадки в наших программах он объяснял именно этим, а на все попытки объяснить реальную причину, смотрел на меня как на последнюю дуру и начинал разговоры, что я не понимаю элементарных вещей и не разбираюсь в программировании и статистическом анализе и не пора ли меня «того», уволить.
История вторая. У ребенка-дошкольника часто болела голова. Бабушка отговаривала родителей идти к врачу: «И у тебя, сынок, голова в детстве болела, и у твоего брата, и у Марека, моего племянника. Это у вас семейное. Ну, обследовали мы тебя. Сколько по врачам таскались, сколько денег заплатили! Оказалось – просто давление низковато, надо витаминчики попить. Вот и вы, не мудрите, не мучьте ребенка, а просто купите обычные витаминки и попейте». Бабушку слушались – семья мусульманская, как не послушать! У ребенка оказалась опухоль мозга. Не спасли. Муж пришел ко мне работать с чувством вины, долго выбирал специалиста: его интересовали не пол, возраст и вероисповедание, а уровень профессионализма в работе с данной проблематикой.
История третья. Общаюсь на сайте, посвященном вопросам семьи и брака. (Всё-таки детский и семейный психолог!) И регулярно сталкиваюсь с мнением: «Мало ли что тут всякие психологи говорят, а вот из моего опыта и всех моих знакомых…» или «Я вот тут обобщил опыт своей семьи и могу вам точно сказать…», «Да вы все специалисты (непечатное слово) ничего не знаете, верите своим книжкам, а вот я со своим опытом…» и тому подобное. Недавний конкретный пример: «Что касательно книжек… ведь их пишут те же люди. И фильтруют их к потреблению, тоже они. А по сему, всё, опять же упирается в саму личность человека: способен он адекватно (т.е., критически, осмысленно, ГЛУБОКО, на основе собственных, по крупицам накопленных и систематизированных знаний) воспринимать информацию? И тут любой опытный и думающий человек такому, с позволения сказать, психологу даст 100 очков вперед.»
Смешно? Грустно? Знакомо?
Но ведь наше отношение к профессионалам, к их знаниям, умениям, навыкам мы транслируем, даже внушаем, нашим детям. Именно на их неокрепшее, несформировавшееся сознание ложится родительское: «Да что может понимать эта полуграмотная воспиталка?», «Ах эта истеричная училка у вас в школе!», «Подумаешь, психолог какой-то!», «Ну что эта узкоглазая врачиха знает!» и т.п. А то еще и супругу/супруга пнём: «Ты со своим техническим образованием даже стиральную машину как следует включить не можешь»!
То есть профессионализм, образование, навыки и практический опыт работы по специальности низводится, уничижается, умаляется. И это не только потому, что данные конкретные профессионалы действительно плохи (ну бывает!), но и немножко из ревности, чтобы поддержать свой, родительский авторитет («Уж мама с папой-то лучше знают, они любого профессионала оценить могут»).
А потом, в подростковом возрасте, мы пытаемся заставить наших чадушек учиться, рассказываем о ценности образования, необходимости хороших оценок и поступления в престижный ВУЗ. Боремся за свой авторитет! За право указывать, ссылаясь на свои знания, опыт, образование.
Поздно.