Число детей-аутистов в мире неуклонно растет, и в последнее десятилетие этой теме стали уделять гораздо больше внимания. Краснодарский воспитатель Игорь Кондратенко - один из тех, кто помогает малышам-аутистам найти свое место в жизни.
Закон в Японии предписывает, чтобы как минимум четверть воспитателей в детских садах были мужчинами.
В Америке в каждой группе обязан трудиться представитель сильного пола. И только у нас мужчина-воспитатель – явление очень редкое. Но те мужчины, которые все-таки выбирают профессию воспитателя в детском саду, своим примером доказывают, что могут воспитывать детей не хуже женщин.Мужское дело
Воспитатель краснодарского детсада № 24 Игорь Кондратенко, например, стал лучшим в крае по итогам 2015 года, хоть и был единственным мужчиной-участником профессионального конкурса. Воспитывать детей – дело вообще непростое, с этим каждый родитель согласится. А молодой педагог к тому же работает с особенными ребятишками – малышами, у которых диагностировали детский церебральный паралич, аутизм и другие болезни.
«Когда видишь прогресс у особенных детей, динамику в развитии, когда ребенок в процессе взаимодействия учится чему-то, то это придает и сил, и умиротворения, - говорит Кондратенко. - Появляется ощущение, что я здесь нахожусь не просто так, а для того, чтобы помогать детям».
И дорога эта с двухсторонним движением – детишки видят перед собой пример и стараются быть похожими на своего воспитателя. Семилетний Архип из первого выпуска Кондратенко уже ходит в 1-й класс, но при встрече заявил, что после школы поступит в институт и придет в садик работать… воспитателем. И это, по словам Игоря, лучшая похвала его работе.
«Доверие и надежда в детских глазах – высшая награда за труд, - продолжает он. - Рядом с ними не стареешь, а успехи ребят воспринимаются как собственные. Я вообще считаю, что воспитатель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях».
С будущей профессией Игорь Кондратенко определился еще в школе. Можно сказать, что молодой человек продолжил педагогическую династию. Правда, поначалу родители отнеслись к его выбору настороженно – они-то трудятся в школе, а сын решил податься в воспитатели. Причем специальность выбрал сложную – учитель-дефектолог. Но со временем, после успехов Игоря сначала в учебе, а потом и в работе, стали отвечать на вопрос о профессии сына с гордостью. Еще второкурсником Кондратенко пришел в детский сад на практику и вернулся сюда же после получения диплома.
С кого пример брать?
Как известно, мужчин не хватает вообще, и в образовании в частности. Причем меньше всего их именно там, где они нужнее – в дошкольном образовании. Вспомните классику: мальчиков воспитывали гувернер или дядька. Психологи уверены: к 2 годам маленький человек уже понимает, кто он - мальчик или девочка. А с 4 до 7 лет у детей формируется понятие: девочка становится женщиной, а мальчик – мужчиной. Поэтому именно в этом возрасте важно иметь перед глазами примеры как мужского, так и женского поведения. А у нас в садиках, где дети проводят большую часть дня, практически одни барышни. Вот и получается, что мальчикам и пример брать не с кого.
«Я согласен с этим мнением, - считает Игорь Кондратенко. – Даже если мужчина-воспитатель будет не очень грамотен с точки зрения методики, одно его присутствие в группе позволит ребенку узнавать свои гендерные особенности. Как должны себя вести мальчики? А как девочки в присутствии мужчин?»
С самого детства малыши ведут себя по-разному. Девочки более послушны, а мальчики хотят выделяться; девочки более работоспособны, а мальчики изобретательны; мальчики информацию воспринимают по большей части с помощью зрения, а девочки на слух и т.д. И когда в группе работают и мужчина, и женщина, ребята могут видеть различия в моделях поведения взрослых. Но мужчины пока в детские сады, как и в школы, не стремятся. То ли по экономическим причинам – все-таки на зарплату воспитателя не пошикуешь - то ли по каким-то другим.
«Впрочем, любой – не важно, мужчина или женщина, - и не может прийти работать с детьми, - уверен Кондратенко. - На мой взгляд, все должно идти из души, ведь воспитатель – очень творческая профессия. Каждый из нас переживает детские судьбы, будто еще раз взрослеет вместе с малышами».
Отставить планшеты!
В одном все дети одинаковы – не любят кашу и не хотят доедать. Вот и приходится Игорю придумывать собственные способы улучшить аппетит.
«Приходится сочинять, - говорит он. – Есть один секретный прием – я у мальчиков мускулы проверяю: «Ничего себе, да у тебя с каждой ложкой мышцы все больше!».
Если в отношении к еде дети не меняются, то игрушки за последние годы эволюционировали до неузнаваемости. Если еще 20 лет назад в детсадах порой возникали драки из-за старенькой машинки, то сейчас у каждого малыша дома есть планшет или смартфон с миллионом закачанных игр. И поэтому, по мнению Кондратенко, нынешние дети разучиваются играть в обычные игры.
«Раньше мы пропадали во дворах с утра до вечера, придумывали себе игры, а сейчас планшеты заставляют детей держаться более изолированно, - уверен воспитатель. - Ребята еще не забыли игры напрочь, но виртуальный мир мешает им наслаждаться детством».
И в том, что гаджеты заменяют детям традиционные прятки, салки и догонялки, виноваты в первую очередь взрослые. Ведь ребенка нужно заинтересовать, но современным мама и папам легче дать ему в руки планшет.
«Может, ритм жизни родителей к такому поведению подталкивает? - размышляет вслух Кондратенко. - Конечно, это очень удобно – вручить ребенку гаджет и заниматься своими делами. Но дети ценят общение с родителями: они любят петь, лепить, конструировать вместе, это для ребенка очень много значит. Маленьких нужно заинтересовывать, вовлекать в деятельность, в которой они могли бы проявить себя. Можно обычную раскраску превратить в восьмое чудо цвета, и ребенок позабудет о планшете. Чаще спрашивайте малыша: «Ты бы хотел? Давай вместе? Как считаешь?».
источник aif.ru