Вместо эпиграфа:
Егор И. поделился «Приколами в фэйсбуке»:
«Раньше спорили с мужем кто в семье главный. Появился ребенок, узнали! Теперь спим и кушаем, когда царь разрешит.»
Смешно? Да, но как-то сквозь слезы. Или наоборот…
Около половины супругов всю жизнь борются за власть. Называется конгруэнтные семейные отношения или соревновательные.
И в этом ничего плохого нет:«Я и работаю и ужин готовлю». - «А я еще ремонт делаю».
«Я вот убираюсь каждый день, да еще на работе повысили». – «Меня тоже обещали повысить, а еще я машину отремонтировал – сам».
«Я и на работе, и уроки с детьми делаю». – «А я заработал детям на летний языковой лагерь, уже путевку купил».
И так далее.
Здоровая конкуренция – это хорошо. Как, впрочем, любые здоровые отношения. Разделение обязанностей тоже не всегда здорово. Если бы женщины делали только женские дела, то во время войны некому было бы на заводах работать, землю обрабатывать. Взаимодополняющие (или комплементарные) отношения могут приносить ощутимый вред: один партнер берет на себя всё больше, а другой всё меньше, становится беспомощным, несамостоятельным. Умный, успешный, всё знающий и всё умеющий муж в такой семье может привести (может, не обязательно) к полной беспомощности, к болезни Альцгеймера. А гиперответственная, успешная и на работе, и дома жена, случается, невольно провоцирует мужской алкоголизм.
Сразу оговорюсь: я не сторонник ни конгруэнтных, ни комплементарных семей. Каждому – своё счастье. И крайности – всегда разрушительны. Если супругов устраивают их отношения – значит они правильные. Если не устраивают – пора к семейному психологу (http://will-be-happy.ru/index/semejnyj_psikholog/0-13 )
Но я не об этом. А о ребенке.
В семье с четко разделенными зонами ответственности обязанность заботы о ребенке тоже четко разделяется между супругами и роль самого ребенка заранее определена, четко очерчена. Заключается некий «психологический брачный контракт», чаще всего совершенно без помощи психолога (и слава Богу!). Хорошо, если все довольны, если правила достаточно гибки и совместимы с обществом, в котором живут все члены семьи. Если правила начинают кого-то не устраивать (одного из супругов, подрастающего ребенка или одного из родителей), то возникает кризис власти. Тут можно к тому же психологу, а можно попробовать договориться самим. Нормально! Ребенок приучается подчиняться правилам или договариваться.
А если ребенок в такой семье – «царь»? Власть его безгранична, любое слово - да что слово: легкое кряхтение в люльке – закон. Это ну очень жесткая и жестокая власть. Мужчина может «спрятаться» за работу. Иногда и женщина так делает, а ребенка-царя – няне или бабушке. Но родители будут жестко контролировать: наш ребенок – «цар»ь и никак иначе! Но чаще – спрятаться не удается: тотальный контроль, манипуляции и истерики быстро приводят непокорных к подножию трона. И главная обязанность родителей (уже не супругов – не до того!) – выполнять свои верноподданнические обязанности.
В соревновательных семьях ребенок тоже включается в конкурентную борьбу, тоже стремится чего-то достигнуть, чтобы занять какое-то более высокое, более успешное положение, причем не только в семье, но и в обществе. Нормально! Все довольны!
До тех пор, пока ребенок, с точки зрения родителей, ребенок: не взрослый, частично беспомощный, нуждающийся в опеке и контроле член семьи.
Или, если ребенок всё-таки «царь», то, признавая его верховный авторитет, родители начинают интриговать, заискивать в поисках его расположения. Чтобы перетянуть его на свою сторону, в свою коалицию – и тогда восторжествовать над другим супругом: «я главнее – вот и «царь» поддерживает!»
Далее и подробнее:
http://will-be-happy.ru/publ/avtorskie/kto_v_seme_glavnyj/3-...