«Как самые обычные дети». Почему России необходим инклюзивный отдых
В России пока практически нет инклюзивных смен, где дети с инвалидностью отдыхают с обычными ребятами. Однако опыт московского Свято-Софийского детского дома показывает, что подобные смены способны значительно улучшить состояние особенных деток.
Новость о том, что в начале июня детей из трёх интернатов для умственно отсталых — 15-го, 28-го и «Южное Бутово» — не пустили на смену в двух детских лагерях, «Ракета» и ДЦО «Заря», всполошила соцсети.
«У нас совсем другие дети в лагере отдыхают, танцоры, англичане, представьте, что будет, если они этих детей увидят! Они же начнут звонить родителям, родители будут забирать своих детей, нам это нужно? Таким детям нужен лагерь специализированный, для таких же, как они, а у нас здесь нормальные дети отдыхают», — процитировала на своей странице в Facebook администраторажурналист Вера Шенгелия.
В России до сих пор не развита довольно распространённая на западе система инклюзивного отдыха, когда дети с заболеваниями проводят всю смену с обычными ребятами. Государство по закону оплачивает путёвки детям-инвалидам. Однако большинство лагерей просто не располагают соответствующей инфраструктурой.
Новая «Галактика»
До этого лета воспитанники московского Свято-Софийского детского дома, который иногда называют просто «Домик», никогда не были на отдыхе. Слишком сложно было организовать смену для 21 ребёнка-инвалида, среди которых есть и дети с тяжёлыми диагнозами.
Фото: Инна Бугаева
«Мы с опасением ждали лета, ведь наши дети очень чувствительные и не адаптированы к солнцу, поэтому переживать жару в городе было бы очень сложно. Так появилась мысль куда-то выехать на лето», — поделилась замдиректора.
Когда руководство детского дома в начале лета попыталось найти лагерь, большинство попыток найти новые варианты заканчивались на стадии телефонных переговоров. Директора загородных баз отказывали под благовидным предлогом, многие вежливо и прямо говорили, что отдыхающие не хотят наблюдать рядом «не таких» детей.
«Мы почти отчаялись...Но нам помогли в "Мосгортуре". В частности, специалист присылал контакты, среди которых и оказалось готовое принять нас руководство "Галактики". В июне я приехала, осмотрела территорию, и мне очень понравилось», — поделилась Щербакова.
Отдых детей по прямому согласованию Департамента культуры оплатили из бюджета Москвы.
Фото: Инна Бугаева
Со всеми вместе
По приезду воспитанники «Домика» поселились в только что отремонтированном седьмом корпусе «Галактики». Администрация лагеря организовала доставку питания прямо в корпус.
Дети жили в комнатах по двое, вместе с одним воспитателем. При этом опекуны сменялись каждые три дня, чтобы взрослые не успевали уставать, а дети получали внимание сразу нескольких взрослых, не привязываясь к одному.
Фото: Инна Бугаева
У детей был заранее составленный, но не строгий график. С утра на свежем воздухе проходили музыкально-ритмичные игры. До обеда ребята могли проводить время у воды, собирать землянику или изучать природу под пристальным вниманием своего воспитателя. После обеда у них, как и в любом детском лагере, — тихий час, но можно не спать, а ходить друг к другу в гости.
«Когда у нас пересменка, мы нарушаем привычные правила. Обычно после ужина — мыться и спать, но раз в три дня мы делаем исключения. Например, дети ходили на речку: ставили маленькие свечки на кораблики и в темноте запускали их на воду. Восторг и радость не могли скрывать даже воспитатели», — рассказала директор детского дома и опекун Светлана Емельянова.
При этом, несмотря на то, что воспитатели интерната подготовили для ребят из детдома отдельную программу, во время прогулок по территории дети-инвалиды могли знакомиться и наблюдать за жизнью сверстников. Жителей седьмого корпуса также приглашали на все мероприятия в лагере.
Фото: Инна Бугаева
«Мы здесь как будто вместе с теми обычными детьми, которые приехали на отдых, но у нас свой уголок. Многие даже подходят, спрашивают, знакомятся. Дверь к нам открыта, но мы не навязываемся», — поделилась своими впечатлениями директор детского дома и опекун Светлана Емельянова.
По её словам, администрация лагеря с предельной чуткостью и вниманием реализовала принцип интеграции детей с нарушениями развития в общество здоровых сверстников.
Фото: Инна Бугаева
Лучше лекарств
Новая атмосфера может вызвать стресс у ребёнка, который, кроме интерната, видел только больницы, признаётся Емельянова. Однако детям отдых пошёл на пользу.
В «Галактике» дети в первый раз в жизни увидели костёр. Администрация лагеря разрешила им устроить его прямо на полянке возле корпуса.
«Я ужасно боялась реакции наших подопечных. Воспитатели были предупреждены, чтобы быстро уводить детей, если те испугаются, но волновалась я напрасно. Дети сами готовились к этому важному событию: собирали веточки, подготовили хлеб, чтобы пожарить... какая-то суета вокруг... и тут я зажигаю спичку. Наступает тишина. Дети замерли, поняли, что будет что-то необычное — такого они ещё не видели. Дальше было полтора часа кайфа, — улыбаясь, рассказала об эксперименте Светлана, — у нас есть дети с ДЦП, которые и голову-то плохо держат, а тут выяснилось, что они не только голову, но и спину могут держать. Интерес — мощная мотивация!».
Фото: Инна Бугаева
Воспитатели не переставали поражаться прогрессу детей. Так, четырёхлетнийКостя — самый младший подопечный «Домика» — стал разговаривать в лагере, хотя до этого не произносил ни слова.
«Всех по именам называет, утром проверяет — кто где. Удивительно, дети здесь начали проявлять свою самостоятельность. Ребята почувствовали свою свободу, им уступали, и они в поведении начали проявлять формулу: "не хочу, но сделаю ради тебя"», — сказала директор детского дома.
Больше всего персонал интерната переживал за девочку Олю, которая считается самым проблемным ребёнком. В прежнем интернате девочка круглосуточно находилась с зафиксированными руками и по три месяца проводила в психиатрической больнице. На вид ей не больше 10 лет, а на самом деле уже 17.
Фото: Инна Бугаева
«С самого начала нашего знакомства я наблюдал, что Оля била себя по ушам, по голове, а когда руки фиксировали, она пыталась биться головой о свои колени и стены. Всю жизнь она получала нейролептические препараты, но особого эффекта от них не было. Это только усугубляло ситуацию», — рассказал детский психиатр, который общается с Олей, Пётр Петрович.
На языке специалистов состояние ребёнка называется аутостимуляцией или аутоагрессией.
В детдоме девочку ни на минуту нельзя было оставить без присмотра. Чтобы она не навредила себе, её приходилось фиксировать. Однако на отдыхе этого не требовалось. Более того, практически все препараты, которые она принимала, отменили, оставили только один — корректор поведения.
Совсем недавно у неё начали появляться любимые предметы и игрушки, одна из которых — это большая жёлтая корзинка. Оля научилась улыбаться.
Фото: Инна Бугаева
В «Галактике» дети впервые увидели речку, песок и лес, попробовали сладости — многие начали есть пастилу и зефир.
«Мы очень радуемся, когда они ведут себя как обычные дети. Ведь уровень интеллекта и развития позволяет им гораздо больше, чем мир "перевезли, переодели, покормили"», — добавила Светлана.
Отдых для подопечных «Домика» в Калужской области продлится до 19 августа, потом дети вернутся в Москву.
Источник aif.ru