«Зачем нам эта математика?» – стонет школьник, а порой за ним и его родители. Ведь для решения бытовых задач есть калькулятор. А для нелюбителей уроков русского языка – компьютерный редактор. Так стоит ли напрягать мозги?
Посчитаем в уме
То, что занятия математикой влияют на развитие ребёнка, подтверждено исследованиями учёных из Стэнфордского университета.
Отобрав группу самых обычных восьмилетних школьников, учёные в течение шести лет регулярно проводили сканирование их головного мозга. У детей, которые занимались математикой и со временем начали демонстрировать успехи в этой области, структуры головного мозга значительно отличались. У них была больше развита внутритеменная борозда коры, которая помогает людям выполнять сравнительный анализ и работать с числами, а также затылочная и префронтальная доли, которые отвечают за прогнозирование. Чем выше были успехи в математике, тем сильнее оказалась активность в гиппокампе – отделе головного мозга, отвечающем за консолидацию памяти, переход из краткосрочной в долгосрочную.А всё начинается с устного счёта, с которым сегодня беда не только у младших школьников, но часто и у взрослых. Между тем посчитать в уме нужно не только для того, чтобы скорректировать домашний бюджет. «Внутри счёта существуют сложные логические операции: переходы через десяток, деление, разделение на группы, умножение. Всё это в значительной степени связано с мышлением человека», – считает заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор психологических наук, профессор Александр Тхостов.
Думать на опережение
Эксперты утверждают, что занятия математикой учат обобщать, находить закономерности и выстраивать логические цепочки – важное умение для написания учебных работ да и просто для решения каких-либо жизненных ситуаций.
Ещё один важный навык – прогнозирование, о котором упоминалось выше, то есть умение просчитывать свои шаги и поступки, видеть на несколько шагов вперёд.
Кроме того, занятия математикой учат быстро соображать, работать одновременно сразу со многими понятиями из разных областей, приучают понимать, а не зазубривать нужную информацию, развивают абстрактное мышление.
Кстати, учёные в один голос утверждают: отсутствие способностей к математике не более чем миф. На самом деле головной мозг можно и нужно развивать хотя бы на школьных уроках.
Пишем грамотно
Ещё одно интересное исследование, проведённое уже учёными Баскского центра по изучению сознания, мозга и языка, доказало, что мозг ребёнка, умеющего читать и писать без ошибок, работает более сложным образом, чем у неграмотного. У ребёнка, хорошо владеющего грамотой, во время чтения и письма интенсивнее активируется зрительная кора головного мозга и фонологическая область. У хорошо читающих детей увеличена плотность серого вещества, отвечающего за обработку информации: распознавание букв, их преобразование в звуки и осмысленные слова и фразы. Кроме того, учёные обнаружили, что плотность белого вещества, отвечающего за связь между этими долями, тоже возрастает по мере обучения грамотности.
Все эти исследования приводят к вполне простому выводу: чем грамотнее ребёнок пишет, тем лучше будет развиваться его мозг. Конечно, правильное написание слова можно посмотреть в компьютере, но это уже тренировка пальцев, а не мозга.
Источник aif.ru