По лекциям Авдуловой Т.П.
Попробуйте сами: лист разделите пополам и напишите все (даже запретные, даже сказочные) наказания и поощрения. Наказаний больше, чем поощрений.
Наказания.
- Физические наказания. Приводят к формированию следующих типов поведения: воспитывают агрессию (не на родителей пока, а на других детей, животных, материальные предметы); формируют пассивную, тревожную личность, стереотип поведения жертвы; формирование лживости, изворотливости, лицемерия. Эти наказания, кроме того, приводят к снижению чувства вины. (Уже наказан – извиняться ненужно.) Да, чувство вины – спорное, но на нем строится вся система воспитания. Чувство вины – основа формирования Эго, следовательно при физическом наказании Эго искажается. Лишение еды – недопустимо.
- Вербальная агрессия. Может быть в состоянии аффекта (с повышением голоса, криком, искаженным лицом). Это состояние, когда человек собой не управляет, срывается. Такое состояние характеризует родительское бессилие и ребенок это «прочитывает». Следовательно, теряется авторитет родителя. Кроме того, подобный метод ведет к тем же последствиям, что и физическая агрессия, хотя немного медленнее. Крик снижает у ребенка чувствительность к воздействиям (пока не повысишь голос – не слышит). Такое воздействие не формирует навыка эмпатиии, развивает чувство страха (не к родителям – запрет, а, например, к темноте). Возможны даже фобии. Возбужденное эмоциональное состояние, в отличие от аффекта, возвратно, поддается управлению. В таком случае можно позже объяснить, почему сорвался – взрослый имеет право на ошибку. Но и такое воздействие вызывает страхи, недоверие к родителям и снижению их авторитета.
- Оскорбления, обзывания, переход на личности. Приводит к низкой самооценке, снижению самоприятия, тревожности, мотивации избегания, неуверенности в себе, образованию зависимостей и зависимого поведения., скрытность, зависть, изменение восприятия отношения родителя от «любит» в сторону «не любит». А также формирует негативное восприятие родителя.
- Ограничение активности. Сюда входит и лишение прогулки, угол, уединение в свою комнату. Наказание темной комнатой – недопустимо. Эффективность и последствия для психики ребенка этого метода зависят от того, как обставляется наказание. С сопровождением эмоций, унижения, насилия – возникает обида, чувство беспомощности и зависимости от взрослого, а так же провоцируется либо пассивная жизненная позиция, либо протестные реакции. Такое наказание, как и любое другое, должно быть не возмездием, а выходом из ситуации.
- Лишение благ и привилегий. Низкоэффективно, но допустимо. Действенность наказания определяется значимостью лишения (для подростка – игра в компьютер). Сюда же относится лишение внимания. Временный бойкот («я не разговариваю с драчунами»).
- Лишение любви и совместной деятельности. Один из наиболее эффективных методов воздействия. Манипуляция любовью – недопустима. Этот метод воздействия вполне допустим с учетом при некоторых условиях. Тип привязанности мать-ребенок должен быть прочным, при других типах – возможно усиление тревожности. Всегда необходимо оговаривать, что неприемлемо конкретное поведение, т.е. четко формулироваться «за что». Злоупотреблять не стоит.
- Блокировка нежелательных действий. Суда относятся все защиты, удержание, прижимание разбуянившегося шалуна. Допустимо и очень эффективно в состояниях возбуждения, аффекта.
- Инициирование чувства вины. «(Хорошие дети так себя не веду»т,» как не стыдно»). Допустимо. Эффективно и даже необходимо для социализации, формировании совести. Но в определенном возрастном диапазоне (1 – 7 лет). Постепенно все реже и реже. После семи лет – вредно, блокирует совесть. У младших школьников нельзя категорически: «и так стыдно, а еще добавляют», как второе наказание за один проступок. Лучше просто выдерживать паузу.
- Логическое обсуждение. Должен всегда присутствовать человек, который пострадал. До 3 лет – без подробный объяснений. В 3-5 лет достаточно быстро, пока еще не остыли эмоции.
- Принуждение к действию. Или «заставить совершить желаемое действие». Эффективность = нулю. Последствия: негативное отношение к родителям и, в дальнейшем, к социальным нормам, не формируется саморегуляция.
- Отложенный конфликт. «Папа придет – разберется». Очень вредноносно, поскольку ощущается как длительное воздействие. Развивает тревожность, страхи.
- Естественные последствия. С года. Намусорил – убери, сломал – почини, испортил настроение другому (отнял игрушку, обидел) – восстанови (а не формально извинись). Ребенку до 3 лет можно подсказывать конструктивный выход. Эффективно, допустимо. Но не всегда возможно.
Поощрения. В принципе работают лучше наказаний. Только надо поощрять то поведение, которое родители хотят сформировать в итоге, в будущем взрослом. К сожалению, не все родители понимают, кого именно они хотят вырастить.
- Ласка. Допустима, эффективна. Но нельзя использовать только как поощрение. Ласка должна всегда присутствовать в отношениях родитель – ребенок.
- Похвала. Допустима, эффективна. С 3 лет только за реальные достижения. Если похвалы слишком много, формируется зависимость, негативизм. А, кроме того, недоверие внешним оценкам, снижение родительского авторитета. Необходимо учитывать, что похвала подразумевает: «я имею право тебя оценивать». Похвала должна содержать элемент «а ты как считаешь». Должна быть направленной, дифференцированной: «куда стремишься». Такая похвала формирует критичность, адекватную самооценку и восприятие внешних оценок.
- Совместная деятельность. Для возраста 1-12 лет наиболее эффективна.
- Материальные поощрения. Очень аккуратно и ограниченно – как развитие самостоятельности, расширение прав и свобод. Не должно, как и ласка, всегда быть за что-то». Подарки можно дарить и без повода. Иначе может привести, как любая манипуляция, к формированию прагматичного поведения и освоению манипулятивного подхода к родителям и, затем, внешнему социуму.
- Расширение активности как расширение прав и привилегий. Младшему школьнику разрешить гулять не только во дворе, более взрослому - приходить в девять, переночевать у друга. Допустимо, даже необходимо. Эффективно. Нет прав без обязанностей, но и обязанностей без прав. Если с семи лет пылесосит квартиру и моет посуду, то и гулять может без ограничений пространства. Действует развивающее, задает личностный рост.
Свежие комментарии