На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Наши Детки

22 275 подписчиков

Свежие комментарии

ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

По лекциям Авдуловой Т.П.

 

Попробуйте сами: лист разделите пополам и напишите все (даже запретные, даже сказочные) наказания и поощрения. Наказаний больше, чем поощрений. 

 

Наказания.

 

  1. Физические наказания. Приводят к формированию следующих типов поведения: воспитывают агрессию (не на родителей пока, а на других детей, животных, материальные предметы); формируют пассивную, тревожную личность, стереотип поведения жертвы; формирование лживости, изворотливости, лицемерия.
    Эти наказания, кроме того, приводят к снижению чувства вины. (Уже наказан – извиняться ненужно.)  Да, чувство вины – спорное, но на нем строится вся система воспитания. Чувство вины – основа формирования Эго, следовательно при физическом наказании Эго искажается. Лишение еды – недопустимо.
  2. Вербальная агрессия.  Может быть в состоянии аффекта (с повышением голоса, криком, искаженным лицом). Это состояние, когда человек собой не управляет, срывается. Такое состояние характеризует родительское бессилие и ребенок это «прочитывает». Следовательно, теряется авторитет родителя. Кроме того, подобный метод ведет к тем же последствиям, что и физическая агрессия, хотя немного медленнее. Крик снижает у ребенка чувствительность к воздействиям (пока не повысишь голос – не слышит). Такое воздействие не формирует навыка эмпатиии, развивает чувство страха (не к родителям – запрет, а, например, к темноте). Возможны даже фобии. Возбужденное эмоциональное состояние, в отличие от аффекта, возвратно, поддается управлению. В таком случае можно позже объяснить, почему сорвался – взрослый имеет право на ошибку. Но и такое воздействие вызывает страхи, недоверие к родителям и снижению их авторитета.
  3. Оскорбления, обзывания, переход на личности. Приводит к низкой самооценке, снижению самоприятия, тревожности, мотивации избегания, неуверенности в себе, образованию зависимостей и зависимого поведения., скрытность, зависть, изменение восприятия отношения родителя от «любит» в сторону «не любит». А также формирует негативное восприятие родителя.
  4. Ограничение активности. Сюда входит и лишение прогулки, угол, уединение в свою комнату. Наказание темной комнатой – недопустимо. Эффективность и последствия для психики ребенка этого метода зависят от того, как обставляется наказание. С сопровождением эмоций, унижения, насилия – возникает обида, чувство беспомощности и зависимости от взрослого, а так же провоцируется либо пассивная жизненная позиция, либо протестные реакции. Такое наказание, как и любое другое, должно быть не возмездием, а выходом из ситуации.
  5. Лишение благ и привилегий. Низкоэффективно, но допустимо. Действенность наказания определяется значимостью лишения (для подростка – игра в компьютер). Сюда же относится лишение внимания. Временный бойкот («я не разговариваю с драчунами»).
  6. Лишение любви и совместной деятельности. Один из наиболее эффективных методов воздействия. Манипуляция любовью – недопустима. Этот метод воздействия вполне допустим с учетом при некоторых условиях. Тип привязанности мать-ребенок должен быть прочным, при других типах – возможно усиление тревожности. Всегда необходимо оговаривать, что неприемлемо конкретное поведение, т.е. четко формулироваться «за что». Злоупотреблять не стоит.
  7. Блокировка нежелательных действий. Суда относятся все защиты, удержание, прижимание разбуянившегося шалуна. Допустимо и очень эффективно в состояниях возбуждения, аффекта.
  8. Инициирование чувства вины. «(Хорошие дети так себя не веду»т,» как не стыдно»). Допустимо. Эффективно и даже необходимо для социализации, формировании совести. Но в определенном возрастном диапазоне (1 – 7 лет). Постепенно все реже и реже. После семи лет – вредно, блокирует совесть. У младших школьников нельзя категорически: «и так стыдно, а еще добавляют», как второе наказание за один проступок. Лучше просто выдерживать паузу.
  9. Логическое обсуждение.  Должен всегда присутствовать человек, который пострадал. До 3 лет – без подробный объяснений. В 3-5 лет достаточно быстро, пока еще не остыли эмоции.
  10. Принуждение к действию. Или «заставить совершить желаемое действие». Эффективность = нулю. Последствия: негативное отношение к родителям и, в дальнейшем, к социальным нормам, не формируется саморегуляция.
  11. Отложенный конфликт. «Папа придет – разберется». Очень вредноносно, поскольку ощущается как длительное воздействие. Развивает тревожность, страхи.
  12. Естественные последствия. С года. Намусорил – убери, сломал – почини, испортил настроение другому (отнял игрушку, обидел) – восстанови (а не формально извинись). Ребенку до 3 лет можно подсказывать конструктивный выход. Эффективно, допустимо. Но не всегда возможно.

 

Поощрения. В принципе работают лучше наказаний. Только надо поощрять то поведение, которое родители хотят сформировать в итоге, в будущем взрослом. К сожалению, не все родители понимают, кого именно они хотят вырастить.

 

  1. Ласка. Допустима, эффективна. Но нельзя использовать только как поощрение. Ласка должна всегда присутствовать в отношениях родитель – ребенок.
  2. Похвала. Допустима, эффективна. С 3 лет только за реальные достижения. Если похвалы слишком много, формируется зависимость, негативизм. А, кроме того, недоверие внешним оценкам, снижение родительского авторитета. Необходимо учитывать, что похвала подразумевает: «я имею право тебя оценивать». Похвала должна содержать элемент «а ты как считаешь». Должна быть направленной, дифференцированной: «куда стремишься». Такая похвала формирует критичность, адекватную самооценку и восприятие внешних оценок.
  3. Совместная деятельность. Для возраста 1-12 лет наиболее эффективна.
  4. Материальные поощрения. Очень аккуратно и ограниченно – как развитие самостоятельности, расширение прав и свобод. Не должно, как и ласка, всегда быть за что-то». Подарки можно дарить и без повода. Иначе может привести, как любая манипуляция, к формированию прагматичного поведения и освоению манипулятивного подхода к родителям и, затем, внешнему социуму.
  5. Расширение активности как расширение прав и привилегий. Младшему школьнику разрешить гулять не только во дворе, более взрослому - приходить в девять, переночевать у друга. Допустимо, даже необходимо. Эффективно. Нет прав без обязанностей, но и обязанностей без прав. Если с семи лет пылесосит квартиру и моет посуду, то и гулять может без ограничений пространства. Действует развивающее, задает личностный рост.
наверх