Веду группу подготовки к школе. Группа чисто мальчиковая.
Тема к праздничку, не простая: защитник, мужская роль и т.п. Тема вообще-то на агрессию, пусть и социально приемлемую. И агрессию, естественно, вызывающая. Не так, как мультики-стрелялки или иные компьютерные игры, но всё-таки.
Вечер, детишки засиделись уже, устали.
Да и я тоже.Перемена.
Мальчики начинают носиться и слегка беситься, «сбрасывая» агрессию. Один мальчик хватает другого за ворот толстовки и сильно дергает, придушивает. Включаюсь на полную катушку. Успокаиваю жертву. Веду беседу с агрессором:
- Вот про защитников песни слагали, былины, а про агрессоров, врагов – нет. Вот и твоё поведение как у врага-агрессора. Того самого, от которого защитники защищать должны. И что теперь с тобой делать?
- Убить.
Дети сами себе всегда придумывают самые суровые кары. Не сопоставляют еще размер причиненного вреда и наказания. Надо ослаблять.
- Уверен? Как-то чересчур. Мы же не на войне.
- В тюрьму посадить.
Еще снижаю, перевожу в плоскость взаимоотношений, взаимодействия.
- А это исправит вред, что ты другу нанес? Вот испортил ты отношения с человеком... Надо же как-то исправлять.
- Подружиться.
- Ну, попробуй.
Подходит к ребятам. Долго стоит "по стойке смирно" рядом с «обиженным». Молчит. А на него - ноль внимания. Дети веселятся, играют.
- Хочет он с тобой дружить? А ты бы захотел?
- Нет.
Стоит. Молчит. В начале стоял так «вызывающе», типа «ты говори, говори», а я подожду, и опять играть буду. А сейчас – замер, сжался. Уже не очень уверен в себе.
Тоже молчу. Даю время прочувствовать.
Говорю уже сочувствуя, доброжелательно:
- А как исправить? Тебе бы хотелось снова наладить отношения? Загладить?
- Извиниться.
- Попробуй.
Пробует: извиняется. Вполне уже искренне, не по принуждению, хочет быть принятым. Осознал каково быть отвергнутым.
Извинения приняты.
- Ну и как тебе? Легко исправить дружбу? Хорошие отношения?
- Трудно.
С исправлением всегда трудно!
Свежие комментарии