На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Наши Детки

22 280 подписчиков

"Ничего не понимаю" и еще 5 признаков школьного стресса

Гиперактивность, невнимательность и другие проблемы школьников: причины

Прошло всего две недели с начала учебного года, но во многих семьях уже возникли трудности, связанные со школой. Слезы над домашними заданиями, утреннее «не хочу в школу», жалобы учителя на плохое поведение ребенка... Оказывается, почти все школьные проблемы — от неуспеваемости до трудностей общения — могут быть проявлениями школьного стресса.

Как он возникает и чем можно помочь ребенку?

Причины школьного стресса

На протяжении вот уже 9 лет ко мне обращаются родители со школьными проблемами своих детей. Некоторых из них можно было бы избежать, если бы школа не воспринималась большинством из нас как единственно возможный и совершенно необходимый этап в жизни ребенка.

 

Распространенные проблемы школьников

Для начала попробую перечислить самые распространенные жалобы родителей школьников:

  • не хочет учиться, говорит «скучно»
  • невнимательный, «витает в облаках»
  • низкая успеваемость (в целом или по конкретным предметам)
  • гиперактивность
  • школьные страхи (например, страх ответа у доски, страх экзаменов)
  • проблемы общения со сверстниками и учителями (вплоть до травли)

Проблемы в школе могут возникнуть как у «слабых» детей, имеющих трудности в развитии, так и у способных и любознательных. Давайте попробуем взглянуть на каждую проблему в отдельности и подумать, какие причины могут ее вызывать, и могут ли такие проблемы возникнуть при семейном обучении.

 

Отсутствие интереса к учебе

На самом деле за скукой и нежеланием учиться, как ни удивительно, чаще всего кроется чувство небезопасности. Любознательность заложена в нас природой, но включается она тогда, когда мы уверены, что ничто нам не угрожает. А нести в себе ощущение угрозы могут многие факторы. Например, неблагоприятные отношения в семье, напряженная обстановка дома — и тут, конечно, школа ни при чем.

Но если говорить о рядовых случаях, то чаще всего ощущение небезопасности исходит для ребенка от угрозы быть непринятым значимыми людьми, а это в основном родители и учитель. Знаки непринятия ребенок может усмотреть в том, как эти значимые люди оценивают его школьные успехи, да и сам факт оценки уже таит в себе угрозу быть непринятым. А потребность быть принимаемым и одобряемым заложена в ребенка природой на инстинктивном уровне — это залог выживания (я завишу от взрослого — взрослый меня не принимает — я могу остаться один и не выжить).

Бывает так, что родители ревностно следят за успехами и достижениями ребенка, и тогда, конечно, семейное обучение вряд ли поможет ему смягчить этот груз ответственности. Но в ситуации, когда родителям важнее то, как ребенок познает мир, а не какие результаты получает, существенную роль могут сыграть ожидания учителя. И даже получая дома одобрение и поддержку родителей, ребенок будет болезненно воспринимать неудовлетворенность его достижениями учителя. В такой ситуации велика вероятность включения защитного механизма «мне скучно» или «не люблю учиться» — ведь это не так уязвимо, как «я хочу, но не справляюсь» или «я боюсь ошибиться».

 

Невнимательность, рассеянность

Эти проблемы могут иметь в своей основе неврологические причины. Но гораздо чаще проблемы с вниманием у школьников связаны со стрессом или с отсутствием индивидуального подхода при массовом обучении детей.

Представьте себе, что вы выполняете работу и ожидаете, что в любой момент начальник вызовет вас «на ковер», или вы толком не представляете, как надо выполнить работу и сколько времени она может занять. При этом в одном помещении с вами работает около 30 коллег. Как вы думаете, будет ли ваше внимание столь же устойчивым и сконцентрированным, как и в более спокойной обстановке?

Стресс — этот тот фактор, который вынуждает наш мозг все ресурсы бросать на обеспечение своей безопасности. Ребенок гораздо восприимчивее к стрессовым ситуациям, поскольку до определенного возраста его мозг недостаточно зрелый, чтобы строить прогнозы, оценивать собственную деятельность, многогранно представлять, что ему предстоит в тех или иных обстоятельствах.

За ощущение стабильности младшеклассника в большой степени отвечает взрослый. Его способность завладеть вниманием, показать искреннее доброжелательное отношение, помочь сориентироваться, внушить доверие может значительно снизить стресс. Однако даже хороший учитель не всегда может это реализовать, с учетом необходимости заботиться о каждом из тридцати учеников со своими индивидуальными особенностями. Дома такой подход реализовать куда проще.

Помимо эффекта от стресса, каждый ребенок имеет индивидуальные особенности объема, концентрации, переключаемости внимания. Все эти особенности вполне могут вписываться в рамки нормы, однако не совпадать с теми параметрами, на которые ориентирован конкретный учитель. Так, в моей практике было немало детей, которые в условиях наших занятий, где я учитывала их темп работы и поддерживала атмосферу безопасности, показывали блестящие результаты, а в школе продолжали быть «отстающими».

Низкая успеваемость

Ребенок может показывать плохие результаты как в отдельных предметах, так и во всей учебе в целом. Первое, как правило, может свидетельствовать о незрелости определенных зон мозга. Например, проблемы с математикой могут указывать на незрелость структур, отвечающих за пространственные представления. Также проблемы с какими-либо предметами могут указывать на трудности контакта ребенка с учителями, преподающими эти конкретные предметы. Так, у директивного учителя ребенок может делать большое количество ошибок на почве стресса (страх неодобрения) или просто уходить в негативизм, терять интерес к предмету.

Семейное обучение, очевидно, может помочь снизить стресс, а также выстроить образовательный маршрут с учетом других трудностей ребенка, и сохранив его познавательный интерес. Но все это, повторюсь, возможно, в случае, если родители не будут ставить во главу угла достижения ребенка, ведь родительское безоценочное принятие важно ребенку, как ничье другое.

 

Гиперактивность

Эта проблема часто сочетается с дефицитом внимания и также может иметь под собой неврологическую основу. Однако нередко даже врачи ставят этот диагноз «на глазок», не говоря уже об учителях, воспитателях детских садов и остальном окружении, которое подобным образом реагирует на излишне, на их взгляд, активного ребенка.

Меж тем причины повышенной активности, неусидчивости, двигательного беспокойства могут быть разные, в том числе все тот же стресс, тревожность, чувствительность. Даже в случае истинной гиперактивности избавление от таких факторов, как пребывание в большом коллективе, необходимость выдерживать несколько сорокаминутных уроков в день, избыток оценочного отношения, может смягчить ее проявления, способствуя расслаблению и тела, и психики.

Проблемы в школе - гиперактивность и невнимательность

 

Школьные страхи

Дома ребенка как минимум не вызовут к доске — это уже дорого стоит для тревожного или чувствительного ребенка. Конечно, мало кому удастся избежать экзаменов даже при семейном обучении, однако при условии принятия и поддержки со стороны родителей и отсутствия необходимости сталкиваться с оценочным отношением ежедневно, справиться со стрессом от экзаменов куда легче.

Более того, с возрастом справляться со стрессом становится проще в связи с развитием способности интегрировать разные мысли и чувства, а не попадать под власть одного сильного чувства (тревога, страх). И это наш ответ на немой вопрос, как ребенок будет справляться с ситуацией экзамена в старшем возрасте, если не получит такого опыта в детстве.

Про оценочное восприятие хотелось бы сказать отдельно. Часто считается, что вред ребенку, его способности к творческой самореализации могут нанести только негативные оценки. Тем временем положительные оценки, например, «молодец», «самый умный/старательный/прилежный» и подобные могут в той же степени лишать ребенка творческой энергии и любопытства.

Просто сам факт того, что тебя принимают не просто так, потому что ты существуешь, а только на определенных условиях (если будешь хорошо учиться/слушаться/получать пятерки), может привести ребенка к неосознаваемому выводу: если я не буду соответствовать выдвинутым условиям, меня не будут принимать (и далее по сценарию, описанному выше, доходим до «я не выживу»). Особенно это характерно для тревожных детей. Именно поэтому школьные страхи появляются у круглых отличников ничуть не реже, чем у двоечников.

 

Проблемы общения со сверстниками и учителями

Само собой, проблем общения с учителями не может быть в отсутствие самих учителей. Но стоит взглянуть шире и задуматься о проблемах общения как таковых: почему они возникают и правда ли, что школа так важна для обретения коммуникативных навыков.

Итак, для того чтобы хорошо общаться с другими людьми, важно осознавать границы — как других людей, так и свои собственные. Для гармоничного общения необходимо уметь быть вместе с другими, при этом не растворяясь в этом единстве, а сохраняя себя как отдельную личность.

Чем младше ребенок, тем меньше у него возможностей это осуществить. Свои границы он прощупывает постепенно, начиная с самого рождения, поэтапно обнаруживая свою отдельность от мира, его воздействие на себя и возможность воздействовать на него. К началу школьного обучения ребенок уже неплохо знаком со своими границами. Он замечает многие сигналы своего организма и понимает, что с ними делать, знает, что люди не всегда хотят того же, что и он, и что нельзя их принуждать это делать. В определенной степени он может сопротивляться чужому принуждению или соглашаться выполнять требование и просьбы.

Однако, как уже говорилось выше, способность к интеграции чувств развита еще недостаточно, поэтому ребенок легко может забывать свои знания о границах под влиянием сильных эмоций. Под влиянием тревоги, страха (страха оценки, к примеру) ребенок может вести себя парадоксальным образом, например, нарушая дисциплину в классе, проявляя себя как «проблемный».

Точно так же под влиянием сильной эмоции ребенок может перестать защищать свои границы и соглашаться делать то, чего ему делать не хочется. Возможно, это даже будет задание на уроке, но вместе с выполнением этого задания ребенок получит и опыт того, что делать работу из страха — это нормально и правильно. И подобное виктимное поведение будет таким же нарушением общения, как и конфликтность, но в данном случае будет нарушаться не внешняя сторона коммуникации, а внутренняя — отсутствие заботы о себе и уважения к собственным границам в общении с другими.

 

Школа или семейное образование

Подводя итоги, хочется сказать, что далеко не каждая школа так губительно влияет на детей, как описывалось в некоторых примерах данной статьи. Есть и очень хорошие принимающие учителя, и маленькие классы, и разумные системы обучения, учитывающие индивидуальные особенности ребенка.

Более того, семейное образование отнюдь не гарантирует отсутствие вышеперечисленных типичных школьных проблем. Не так-то просто давать ребенку безусловное безоценочное принятие, сохранять самообладание, скажем, с гиперактивным ребенком, и не поддаваться сильным эмоциям, даже с учетом более зрелой нервной системы. Помимо интересов и потребностей ребенка, существуют еще интересы и потребности родителя, и не всегда их удается легко совместить.

И тогда приходится делать выбор. Мы надеемся, что этот текст поможет вам сделать выбор более осознанным, с опорой на знания об эмоциональном развитии ребенка, с опорой на собственную интуицию, которая может подсказать, что для вашего ребенка будет лучше, и главное — без опоры на ненадежное мифическое коллективное «надо». Вы сами можете решить, действительно ли именно вашему ребенку нужна школа, или все же ваше «надо» будет выглядеть как-то иначе.

Источник aif.ru

Картина дня

наверх