Поведение подростков. Причины злости и грубости – в раннем детстве
Ваш подросток часто грубит, раздражителен и избегает общения? Все это не страшно и не приведет к пропасти между вами и асоциальному поведению, если его развитие в раннем детстве происходило нормально. Какая здесь связь? Оказывается, самая прямая.
При воспитании 5-летних детей в их потребностях наблюдается удивительное сходство. Но по мере того как они становятся старше, их пути расходятся. Мы наблюдали следующие три типа подростков.
- «Скороспелки». Первый тип — это дети, которые хорошо развиваются в первый и второй годы жизни. К тому моменту, как они доучатся до 6-го класса, о них говорят как о «хороших детках». И в будущем у них все складывается хорошо, независимо от того, насколько бунтарски они проводят свои отроческие годы.
У этих детей все идет гладко по нескольким причинам. Во-первых, их матери не употребляли наркотики во время беременности. Во-вторых, в течение первых 12 месяцев жизни родители обеспечивали их любовью и поддержкой. В-третьих, их родители в течение второго года жизни применяли дисциплину с любовью и мудростью, не позволяя себе мириться с ситуациями, когда поведение ребенка было неприемлемым.
- «Позднецветы». У второго типа подростков возникали проблемы в первый и второй годы жизни, но к 11 годам они подтягиваются и успешно проходят через отрочество — а возможно, и через всю жизнь.
- «Трудные подростки». К третьему типу относятся дети, у которых проблемы возникли в первый и второй годы жизни и продолжаются в 11 лет и далее. Они плохо ладят с родителями и сверстниками. Они постоянно играют роль жертвы, с легкостью вводя в заблуждение и подкупая людей, у них наблюдаются нездоровые привычки в еде. Такие дети часто становятся правонарушителями.
Основы личности закладываются преимущественно в первые два года жизни. Дети предрасположены к трудностям в отроческом периоде, если в течение первых лет жизни у них наблюдаются:
- болезненные явления, которые родители не могут облегчить;
- генетические предрасположенности, которые родители не могут облегчить;
- насилие, жестокость и заброшенность в раннем возрасте;
- злоупотребление наркотиками и алкоголем со стороны родителей.
У некоторых детей эти предрасположенности ярче выражены, чем у других. Их генетический склад может определить, насколько хорошо эти дети будут способны справляться с факторами среды, такими как заброшенность или жестокость. И их поведение в отрочестве может также зависеть от способности их родителей найти правильные воспитательные приемы и методы.
Давайте подробнее рассмотрим типы подростков, о которых мы говорили выше.
Скороспелки
Большинство тинейджеров попадают в первую категорию — хорошо приспособленных к жизни от рождения и до 11 лет — категорию «скороспелок». Если родители хорошо ладили с ними до 11 лет, то не имеет значения, насколько трудно придется им всем в подростковый период. В конечном счете все сложится хорошо.
Разумеется, трагические последствия такого поведения, как неумеренное потребление наркотиков или беспорядочные половые связи могут угрожать развитию подростка и его взаимоотношениям с родителями. Но, за исключением этих экстремальных случаев, если родители поддерживали хорошие отношения со своими детьми до 11 лет, они могут спать спокойно.
Безусловно, в этой категории есть подростки, которые о многом не желают разговаривать с родителями, потому что им стыдно, или они чересчур не уверены в себе, или выбиты из колеи. Другим же очень повезло. У них сложилось отличное представление о себе, и они продолжают прекрасно общаться со своими родителями. Они тоже пройдут через периоды отстраненности и сомнений, поскольку тело, разум и эмоции в отрочестве меняются гораздо быстрее, чем в любой другой период жизни; но это — естественные проблемы, и с этими подростками все будет в порядке.
Например, даже нормальные, хорошо приспособленные дети часто огрызаются на родителей. Вполне обычное дело — когда 11-летние мальчишки сердятся, а 13-летние девчонки раздражаются и отпускают неприятные комментарии. Это часть естественного процесса взросления. Отчасти дело в гормонах и физическом развитии. Отчасти в этом повинны волнение и страх, ведь подростки осознают, что всего через несколько лет у них будет ответственная работа или даже другая фамилия. Это очень глубокие изменения, и нередко единственной реакцией подростка на такую тревогу являются вербальные нападки на родителей. Кстати, взрослые, попадая в такие же стрессовые условия, поступают точно так же.
В ответ на подобное поведение родители могут сказать подростку: «Я понимаю, что ты сердишься, — это случается и с детьми, и с взрослыми. Но в данный момент ты — не очень приятная компания, так почему бы тебе не поужинать в своей комнате?».
Позднецветы
Есть такие подростки, которые в первый и второй годы жизни переживали трудности, такие как недиагностированные проблемы со здоровьем, но в остальном у них было сравнительно уравновешенное детство. Однако проблемы раннего детства могут снова начать проявляться несколькими разными способами.
Как правило, речь идет о ранних проблемах развития, связанных со здоровьем, внешностью и социальной приспособляемостью. Преодолевать их следует путем понимания причин, а не снисходительно закрывать глаза на неправильное поведение.
Фред был некрасивым ребенком. Помимо неловкости и неуклюжести, свойственных многим подросткам, его также с самого рождения отличало сильное косоглазие. Он не мог играть в мяч, потому что ему так и не удалось развить координацию «глаз—рука», и испытывал трудности с учебой, поскольку плохо видел классную доску. Учителя и родители постепенно определили его трудности со зрением и сумели в значительной степени исправить ситуацию с помощью очков.
Теперь Фреду 13 лет. Он научился сосредоточиваться на учебе, но порой демонстрирует антисоциальное поведение, корни которого можно отыскать в тех годах, когда его дразнили «четырехглазым» и другими обидными кличками.
Родители Фреда улучили момент, когда он оказался в хорошем настроении, чтобы поговорить с ним о его трудностях.
— Сын, мы знаем, что у тебя часто бывают приступы плохого настроения, — так они начали разговор.
— Ага, — отозвался Фред и уставился в пол.
— Как ты думаешь, а другим ребятам живется легче, чем тебе? — мягко спросили они.
— Другим всегда живется легче! — прошипел Фред. — Они все видят и без этих кретинских очков!
— Ну, если уж говорить начистоту, Фред, то когда ты был маленьким, другим детям действительно было легче, — возразили они. — Когда другие играли в мяч, ты не видел мячика; когда другие заводили друзей, ты не мог узнать в лицо приятеля с другого конца класса. Знаешь, мы тебя понимаем! Если бы у нас были такие проблемы в детстве, вероятно, мы чувствовали бы то же, что и ты.
— Ну, да... На самом деле, я даже не знаю, что сказать, — проговорил Фред. — Все это так несправедливо!
И тогда родители Фреда повернули разговор в новое русло:
— Но, знаешь, у тех, у кого в детстве много трудностей, и возможностей не меньше. Справившись со своими трудностями, они становятся более сильными, понимающими, более сознательными, чем те, у кого никогда не было таких проблем. И иногда те, кому довелось пережить трудные времена, становятся великими людьми.
— Ну да, но мне-то от этого не легче, — пробормотал Фред.
— Мы это видим и хотим, чтобы ты знал: мы очень тебя любим и хотим, чтобы ты стал успешным человеком.
Родителям «позднецветов» следует быть откровенными с детьми и доходчиво объяснять им, почему у них могут возникать проблемы в обществе или семье. Однако прошлые или даже текущие проблемы, наподобие описанной нами, не являются оправданием для антисоциального поведения. Родителям следует давать подобные объяснения, показывая, что они понимают поведение ребенка, но не оправдывают его. Подросток должен посмотреть в лицо реальности: «Из-за своих прошлых проблем мне придется особенно много трудиться».
Благодаря такому воспитанию «позднецветы» учатся ощущать и признавать своими собственные победы и поражения. Родителям не следует ни чрезмерно опекать подростка, ни усугублять его проблемы, смотря сквозь пальцы на вспышки гнева или другие проявления ранних проблем развития.
Из этого складывается воспитательный подход к подросткам, которые стараются преодолеть ранние трудности — терпимость без вседозволенности. Расскажите ребенку его предысторию, чтобы он понял, почему у него могут возникать трудности. Но, независимо от причины, никогда не миритесь с антисоциальным и в особенности криминальным поведением.
Подростки, используя свое прошлое как благовидное оправдание своих слов и поступков, часто подразумевают: «Тебе придется с этим мириться». Объясните подростку, что вы сочувствуете его трудностям, но также с самого начала дайте ясно понять, что вы не станете мириться с неприемлемым поведением. А затем действуйте в соответствии со своими убеждениями. Если вы предупреждали подростка, что не стоит кидаться камнями в чужие дома, то не оправдывайте его поступок, когда к вам зайдут соседи, чтобы пожаловаться на разбитые окна.
Если вам кажется, что подросток на вас злится, не говорите: «Малыш, своей злостью ты причиняешь мне боль». Это может дать подростку повод думать: «Вот и хорошо, мама и папа это заслужили». Лучше всего — и полезнее для взаимного доверия — сказать так: «Если ты будешь всю жизнь злиться на меня, эта злоба сожрет тебя изнутри. Я надеюсь, ты не станешь растравлять свою злость, потому что тебе от этого только хуже».
Для подростка, у которого имелись проблемы и в первые годы жизни, даже небольшое зернышко доверия имеет огромное значение. Со временем это зернышко вырастет — так же, как формируется жемчужина вокруг песчинки. Главное — чтобы родители говорили детям, чего от них хотят, а не приказывали, что им делать.
Источник 7ya.ru