«Главное – не отшучиваться, а дать понять, что это самый важный вопрос из всех», – напоминала я себе.
Но все, конечно, произошло не так, как я планировала.
Мой сын старательно выискивал в салате помидоры, а я не менее старательно резала лук. И тут с наигранной беспечностью он спросил:
– А зачем вы вообще меня родили?
Внимательный такой взрослый взгляд, ожидание в замершей позе…
Я поняла, что не смогу прочитать лекцию, а должна ответить коротко и емко, буквально в двух словах. Ну и задачки ты мне ставишь, сынок… Время уходит.
Нужно что-то сказать…
– Чтобы ты когда-нибудь стал Человеком, – как можно более серьезно сказала я.
– А, ну да, – очередная помидора отправляется в рот. Выяснение закончено.
Я очень надеюсь, что слово «Человек» прозвучало именно с большой буквы. И сын соотнесет его с нашими беседами о том, что значит быть Человеком.
Что еще можно было сказать в этой ситуации – ума не приложу.
Комментарий специалиста:
Всем нам знакомы «почемучки» 4-6 лет: открытые и жизнерадостные, которые задают в день до 300! вопросов.
Дошкольный возраст – это возраст ярких эмоциональных переживаний и огромного стремления познать ВЕСЬ мир без остатка. Большинство детей этого возраста мир видят в самом лучшем свете. Эти любознательные и неутомимые оптимисты заваливают родителей и воспитателей порой самыми непредсказуемыми вопросами.
И основной из них – центральный для жизни каждого человека вопрос: «Для чего я живу? В чем смысл моей жизни? Зачем я родился на свет?» Он возникает естественным образом примерно в возрасте 5-6 лет, когда в ребенке просыпается страх смерти и, соответственно, осознание конечности жизни.
И тогда важно, чтобы от маленького человека не отмахнулись. Этому эмоционально ранимому существу очень важно получить своевременный и четкий ответ.
Неправильные объяснения, ложное занижение значимости вопроса – все это выбивает почву из-под ног ребенка, поскольку лишает его уверенности в родителях, а следовательно, безопасности. Но без реализации этой базовой потребности не может состояться развитие полноценного человека.
Новое поколение живет и дышит неразделимым миром, быстрым и взаимосвязанным. Оно иначе мыслит, у него иные ощущения, иные желания. Нам кажется, что перед нами просто маленькие дети: «Что они понимают? Чего могут хотеть?» Но смотреть нужно вглубь, туда, где прячется сокровенный порыв целого поколения, желающего понять: «Для чего?»
Дети сегодня уже не довольствуются назидательными сентенциями типа: «Ты должен вставать утром в школу и быть хорошим мальчиком. Потом ты вырастешь, начнешь работать, женишься, обзаведешься детьми, и всё у тебя будет хорошо». Они смотрят на созданный нами холодный, разобщенный мир – и не желают становиться его частью.
Как же объяснить ребенку, что значит «быть Человеком»?
Речь идет не о нотациях и призывах в стиле: «Баранкин, будь человеком», а о теоретическом и практическом руководстве по обретению социальных навыков, которые позволят детям преодолеть отчуждение, подозрительность и недоверие, царящие сегодня в обществе.
Чтобы дать нашим детям входной билет в глобальный мир, нужно объяснить им причины нынешнего порядка вещей и способы его изменения к лучшему.
В школе с юным человеком надо говорить о том, как устроен его внутренний мир, – о его желаниях и свойствах, о факторах, которых движут им в жизни. Он должен научиться правильному подходу и правильной трактовке событий, которые происходят с ним ежедневно: почему люди относятся к нему именно так, как ему самому нужно относиться к ним? Ребенок должен чувствовать, в чем он свободен, а в чем нет, он должен познакомиться с законами природы, действующими на личность и на общество, и понять, куда они ведут его.
Уже с детства человеку необходимо понять, что желание получать удовольствие за чужой счет, не принимая во внимание нужды окружающих, – главная причина неблагополучия в мире взрослых. Параллельно мы должны показывать ребенку (на занятиях и на личных примерах), каким образом взаимное участие и отзывчивость сделают их и нашу жизнь лучше, – точно так же, как природный гомеостаз ведет к гармонии и создает условия для жизни.
Воспитатель должен пробуждать этот вопрос раз за разом: «Для чего? Почему? В чем связь между вещами? Отчего всё именно так?»А затем – побуждать детей к обсуждению,дискуссии, живой беседе, чтобы понять в итоге: природа – это интегральная система, обоюдная, сбалансированная и цельная.
Ссылка на источник