Трудности с детьми 6-11 лет: отношения между братьями и учеба в школе
Продолжаем «сдавать экзамен» на родительскую компетентность по «билетам» из новой книги Екатерины Мурашовой. Сегодняшние истории касаются младших школьников, их поведения между собой и в учебной ситуации. Вы можете выбрать свой вариант решения описанной проблемы, а затем заглянуть по ссылке «Правильный ответ» и сравнить свое мнение с рекомендацией психолога.
Отношения между братьями
Орущий клубок опять катался по комнате. Мелькали руки, ноги, сыпались страшные угрозы и оскорбления:
— Я тебя убью! Идиот!
— Сам кретин! Я тебя ножом зарежу!
Мать стояла на пороге детской и, прижав ладони к щекам, с ужасом смотрела на очередную драку сыновей. Сама она росла единственным ребенком в семье и все детство отчаянно завидовала тем, у кого были братья или сестры. Выйдязамуж, сразу сказала мужу:
— У нас будет не один ребенок. По крайней мере, два.
— Ага, — охотно согласился муж. У него были две сестры существенно старше него, которые всячески баловали его и все детство играли с ним, как с большой куклой.
— Они будут дружить, всем друг с другом делиться, защищать друг друга. Близкий, родной человек на всю жизнь — это ведь так важно. Им всегда будет кому рассказать свои секреты... — продолжала фантазировать молодая жена. Молодой муж молча кивал.
С тех пор прошло десять лет. Жизнь внесла в мечты свои коррективы. Игорю восемь лет, Артему — шесть. Они ссорятся и дерутся буквально из-за всего. Короткие перемирия сменяются новыми схватками. В перепалках не выбирают выражений.
Впрочем, когда долго не видятся (старший уезжал к бабушке в Гомель, младший лежал в больнице), вроде бы скучают друг по другу. Но стоит только встретиться — и все начинается сначала.
— Накажу обоих! — мать решительно шагнула вперед и потянула за судорожно дрыгающуюся ногу младшего сына, которого подмял под себя старший. — Прекратите немедленно!
— Он мою модель сломал!
— Я не ломал! Я только посмотреть взял, а он меня толкнул, она и упала!
— А нечего брать, если не твое!
— А ты мое сам всегда лапаешь!
Безнадежно! Никогда ничего по существу выяснить невозможно. Виноватых нет, но и мирной жизни, о которой когда-то мечталось, тоже нет и в помине.
Тяжело вздыхая, мать отвела младшего в ванну, умыться, старшего плотно закрыла в детской, а сама села на диван в гостиной и задумалась. Что же она сделала не так? И как все исправить?
Варианты ответов и решений:
А Не обращать внимания. Это же естественно, они мальчишки, конкуренты. Сами разберутся, по Дарвину.
Б Разделить их. Мать займется с младшим, а отец — со старшим (или наоборот). Или даже одного временно отправить жить к бабушке. Потом они повзрослеют и все уляжется.
В Больше рассказывать мальчикам о пользе братской любви. Читать соответствующие книжки, фильмы подобрать. Они постепенно проникнутся.
Г Направить конкуренцию в продуктивное русло. Кто первым поможет маме по дому, приготовит отцу ужин, нарисует открытку бабушке...
Д Жестко наказывать за драки. Научатся договариваться — никуда не денутся.
Правильный ответ.
Медлительный ребенок
В классе Артема дразнят «тормозом» или «тюфяком». В этом есть и вина учительницы, ведь каждая вторая ее фраза, обращенная к Артему:
— Артемка, не тормози!
Но ее тоже можно понять. Все дети уже достали тетради и приготовились писать, а Артем только открыл портфель. Все уже поели в столовой, а Артем только намазывает масло на хлеб. После экскурсии все одеваются в гардеробе, и тут обнаруживается, что Артема нет, и никто не знает, куда он подевался. Всеобщая паника: вы не видели такого маленького, головастого, на вид лет восемь... В конце концов, Артем обнаруживается во втором зале от начала экскурсии. Там его заинтересовал какой-то экспонат, и там он остался.
Артем не дописывает диктанты и не успевает разобрать и записать даже одну задачу за то время, за которое весь класс вместе учительницей разбирает три.
Дома особых проблем с Артемом нет. Он малоподвижен, послушен, если его не торопить и не давать отвлекаться, правильно и даже аккуратно сделает все уроки.
После очередного собрания учительница сказала маме Артема, что в специализированном классе коррекции мало детей и особая облегченная программа. Мама проплакала всю ночь и потом еще весь день приставала ко всем домашним и к подругам, знающим Артема с рождения, с одним вопросом: «Да что же он у меня, разве слабоумный, что ли?». Все отвечали отрицательно.
— Ну пусть будет этот класс коррекции, только ты не плачь, — сказал отец Артема. — Может, наоборот, его там дразнить не будут...
— Да я же знаю, что наш сын может не хуже других понять и выполнить все это, что они сейчас проходят! — воскликнула мать. — Если его не торопить...
— Ты знаешь, а учительница-то не знает... — резонно возразил Артем, прислушивающийся к разговору родителей.
— И что же нам теперь делать? — неизвестно кого спросила мать.
Варианты ответов и решений:
А Не заморачиваться, отдать в класс коррекции. Там тоже люди учатся.
Б Ни в коем случае не отдавать нормального мальчишку в класс для детей с нарушениями. Учительница не имеет права. Бороться за Артема, если надо, идти к директору или в районо.
В Самим организовать жизнь ребенка так, чтобы по максимуму использовать имеющиеся у него возможности. Составить режим дня, следить за его соблюдением, предусмотреть занятия спортом, закалку.
Г Попытаться договориться с учительницей, чтобы она разрешала Артему дописывать то, что он не успел в классе, дома или в школе, после уроков.
Д Заставить больше заниматься. Если надо — нанять репетитора.
Источник 7ya.ru