На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Наши Детки

22 280 подписчиков

Как сделать, чтобы дети не стали мишенью школьных стрелков?

Время от времени средства массовой информации доводят до нашего сведения ужасающие истории о стрельбе в американских и других заграничных школах. В них фигурируют десятки погибших и раненых. Одновременно у нас в России ведутся ожесточённые дискуссии о праве каждого здорового взрослого гражданина владеть огнестрельным оружием.

Хотя у автора есть позиция по этому поводу, речь здесь пойдёт не о ней. Статья посвящена тому, как сделать так, чтобы даже при наличии разрешения, у подрастающего поколения не было мотивов приобретать оружие, а главное, использовать его. Чтобы ответить на поставленный вопрос, стоит разобраться, как дети доходят до жизни такой, что они становятся стрелками.

Представим себе робкого, застенчивого мальчика (обозначим его А), небольшого роста и вообще из тех, о ком говорят: не может постоять за себя.  И другого парня, Б, на голову выше ростом, или, как минимум, физически гораздо здоровее. Который вдруг понимает, что ему нужно что-то, что есть у А. И даже если у него самого есть, то пусть будет две, а у самого А не будет,- в конце концов, это его проблема. И Б предлагает А поделиться. По-хорошему. А если он не поделится, то ему сделают больно. И тогда он в результате всё равно поделится, просто это будет болезненнее. Если же Б при этом не встречает ни сопротивления, ни осуждения или негативного вмешательства со стороны, он понемногу втягивается, т.к. ему очень удобно получать от А то, что нужно, на халяву. Потом он также осознаёт, что может не только поживиться, но и развлечься. Последнее достигается, когда он обзывает и вообще всячески унижает А. Причём это унижение может выходить за чисто словесные рамки и быть сопряжено с причинением боли и телесных повреждений.

Естественно, А пытается найти выход из сложившейся ситуации. Однако не может справиться самостоятельно, а потому обращается за помощью к взрослым. Они же, даже самые близкие, в первую очередь родители, говорят ему: будь мужчиной! Ты должен уметь за себя постоять! Что воспринимается примерно так,  как если психиатр говорит пациенту: возьмите, наконец, себя в руки! Вот только дело в том, что если бы пациент мог взять себя в руки, то они, скорее всего, просто не встретились бы! По крайней мере, в таком контексте. Не зная, к кому ещё обратиться, мальчик просит о помощи учительницу. Попутно умоляя её не выдавать его. Она ему опять-таки советует «дай сдачи». После чего вяло отчитывает обидчика. Тот сразу же понимает «откуда дует ветер», и жертва получает новую порцию издевательств, а то и побоев. В результате обидчик получает уверенность в своей безнаказанности, а жертва практически теряет надежду.

Конечно, иногда приводят позитивный пример, как где-то отец мальчика-жертвы записывает его в секцию рукопашного боя, тот учится стоять за себя. Но если даже конкретный мальчик выиграет от этого, то это зачастую лишь вынуждает обидчика сменить объект издевательств, а то и приводит к эскалации насилия, вместо того чтобы исправлять порочный сам по себе подход к взаимоотношениям.

Так и растёт мальчик, считая школу и вообще детские коллективы чем-то вроде концлагеря, где его то и дело унижают, а иногда даже подвергают физическим издевательствам, напоминающим пытки. А в душе его, постоянно подкармливаемая гневом, зреет ненависть не только непосредственно к обидчику, но зачастую и к пассивным зрителям, с интересом наблюдающим, как над ним издеваются. Нет необходимости объяснять, чем чревата такая ситуация, особенно в связи с распространённостью тем насилия в СМИ и доступностью оружия. 

Что же можно сделать по этому поводу? Понять, что проблема действительно существует в конкретном случае. Для этого, помимо непосредственных бесед с учащимися, существуют измерительные инструменты – шкалы/опросники, относящиеся ко всем трём сторонам ситуации – обидчикам, жертвам и «зрителям» (роль последних не стоит недооценивать). Хотя эти инструменты адресованы в первую очередь специалистам, они дают возможность оценить обстановку с взаимоотношениями в коллективе и принять превентивные меры до того, как возникнет драматическая ситуация. (Упомянутые материалы можно найти на сайте «Хищники и жертвы среди нас» http://freak.sytes.net).

Каковы должны быть эти превентивные меры? Во-первых, это воспитательная и разъяснительная работа. Помогающая, в частности, обидчику осознать, что если он хочет продемонстрировать свою силу, ловкость, смелость и т.д., то это лучше сделать в спорте. И на организационном уровне в данном учреждении у него должна быть такая возможность.

Кроме того, должна быть создана соответствующая атмосфера, основанная на определённой позиции по отношению к издевательствам над товарищами. Потенциальный обидчик должен чувствовать, что попустительства не будет. Что в случае возникновения такой ситуации к нему будут применены серьёзные административные меры. Разъяснительная работа также должна вестись с «наблюдателями». Цель – формирование их отношения к происходящему, в рамках которого издеваться над товарищем не будет «круто» или «прикольно». Им следует понимать, что жизнь может повернуться по-всякому, а потому однажды и они могут оказаться в неприятной ситуации, где другие могут так же безучастно, а то и с ухмылками, смотреть на неприятные вещи, которые будут происходить с ними. А чтобы этого избежать, нужен определённый климат в коллективе, создание которого зависит от их позиции, от их действий здесь и сейчас.

Бессердечная и в то же время опасная иллюзия обидчика состоит в следующем: «Я сильнее его. Следовательно, он мне ничего не сделает. А потому я могу издеваться над ним, как захочу». Да, голыми руками, может, и не сделает, но... Автору на всю жизнь запомнилась история из его далёкой ранней юности. В соседней школе учились два парня с говорящими прозвищами: Мамонт и Куропатка. Когда у Мамонта было плохое настроение, или просто хотелось развлечься, он бил Куропатку по лицу. Ему нравилось смотреть, как тот плачет и корчится от боли, как у него начинает идти из носа кровь, как он сразу бежит в туалет умываться... Так продолжалось с первого по девятый класс. Попытки Куропатки как-то защититься не приносили удовлетворительных результатов. Он даже пытался есть какую-то смесь аминокислот для наращивания мышечной массы, что могло быть, мягко говоря, не очень полезно для здоровья. Однако у Мамонта, очевидно, всё равно мышечная масса была больше – на то он и Мамонт. И побои продолжались. Однажды, когда одноклассники оттаскивали слишком увлекшегося Мамонта от Куропатки, корчившегося на полу рядом с небольшой лужицей крови, они по неосторожности порвали новую рубашку Мамонта. «Это ты виноват, Куропаткин. Теперь ты умрёшь»,- не унимался Мамонт. И когда ему снова удалось уединиться с Куропаткой, его побои были особенно травмирующими и болезненными. А когда несколько минут спустя разгорячённый Мамонт наклонился к рукомойнику, чтобы попить воды, выпрямиться обратно у него уже не получилось. Подкравшийся сзади Куропатка собрал последние силы, чтобы всадить Мамонту нож под левую лопатку...

В данной ситуации мотивы были достаточно очевидны. И этот случай, увы, отнюдь не уникален. Особенно драматический оборот ситуация приобретает, когда используется огнестрельное оружие. Помимо широко известных случаев, имевших место в США, показательны слова бразильца Веллингтона Менезеса де Оливейры. Этот молодой человек наведался в свою бывшую школу, где застрелил 12 школьников и ранил 20, после чего покончил с собой. В видеозаписи, сделанной им за два дня до инцидента, он сказал: «наша борьба направлена против жестоких людей... использующих доброту и слабость тех, которые неспособны за себя постоять».

Жертвами издевательств оказываются не только юноши. Вот что пишет в своём дневнике Мишель из США: «Я никогда никому не рассказывала об этом, пока мне не исполнилось 18. Я не думала, что кому-то будет до этого дело. В школе над детьми издеваются каждый день. Школе нет до этого дела. Из-за них меня унижали 5 долбаных лет. Я хотела умереть. Я хотела, чтобы мир закончился. Я хотела убивать. Нет, я не сумасшедшая. Я надеюсь, те, кто пережил подобную ситуацию, способны это понять. Я на самом деле восхищаюсь такими людьми, как Натан Феррис и Джейсон Майкл Смит, которые расстреляли и убили своих притеснителей (и которые перед этим по несколько лет терпели издевательства). Натан впоследствии покончил с собой...»

Ей вторит девушка из Австралии: «В школе ты узнаёшь много нового – о страхе и жестокости, о ненависти и предательстве».

Но с обидчиком стоит говорить не только о возможных негативных последствиях издевательств и унижений. Ему следует рассказать также о позитивной альтернативе, позволяющей раскрыть потенциал дружелюбного общения: ты сильнее его в одном – он превосходит тебя в другом. Вы можете помогать друг другу.

Однако главного внимания к себе требуют те, кто становится жертвами. Проблема многих из них заключаются в том, что они являются, как говорят американцы, «сидячими утками», т.е. слишком лёгкой добычей. На самом деле зачастую обидчики готовы отступить, встретив активное сопротивление, дабы «не связываться». Но сопротивления-то они как раз и не встречают! Сказанное указывает на актуальность целенаправленной работы с теми, кто имеет ярко выраженную тенденцию становиться жертвой во взаимоотношениях с другими. Их можно выявить не только по факту обращения за помощью, но и профилактически на основе тестов (см. шкалы виктимности на сайте «Хищники и жертвы среди нас» http://freak.sytes.net).  Их следует учить отстаивать свои интересы. В частности, открыто сообщать собеседнику о своих нуждах и потребностях, настаивая, чтобы они учитывались по существу. Им следует уметь говорить твёрдое и однозначное нет в ответ на неоправданные и особенно унизительные запросы. 

Ключевой составляющей такого обучения должно также стать формирование эффективных навыков установления первоначального контакта и дальнейшего развития общения со сверстниками. И в пользу важности работы в этом направлении есть серьёзный аргумент.  Характерный штрих в портрете многих школьных стрелков состоит в том, что у них практически нет друзей. Их лучшие и единственные друзья – компьютер и интернет, наедине с которыми они проводят большую часть времени. Так, Адам Ланза, расстрелявший в декабре 2012 в шт. Коннектикут 26 человек (включая собственную мать), из которых 20 детей, а затем покончивший с собой, последние месяцы своей жизни безвылазно провёл в своей комнате, где он играл в видеоигры с большим количеством красочно изображённого насилия. В то же время известно, что социальная изоляция является серьёзным испытанием даже для взрослого, зрелого человека. Согласно современным представлениям, возникающее как её следствие чувство одиночества оказывает деструктивное влияние не только на психологическое, но и физическое здоровье человека.

Взрослым также важно помочь ребятам наладить такую активность, при которой все они выступали бы одной командой. С другой стороны, активность должна быть такой, чтобы все участники команды воспринимались как важные для решения стоящих перед ней задач и по сути незаменимыми. 

Мамонт выжил. Его спасла тупость. Тупость перочинного ножа Куропатки, застрявшего в нескольких миллиметрах от сердца Мамонта. До последнего дня занятий Мамонт и пальцем не прикасался к Куропатке. Не позволял себе даже словесных наездов.

В завершение, хотелось бы надеяться, что в нашей стране не будет загубленных юных жизней. Загубленных тупостью тех, кто уверен, что можно безнаказанно издеваться над тем, кто слабее, умнее, добрее. Просто мягче характером.

У Адама Ланза не было даже учётных записей в социальных сетях: ни в твиттере, ни в фейсбуке. И тем не менее есть люди, говорящие о том, как им понятны его чувства. 17-летняя Кортни Уэбб была отстранена от занятий и, возможно, будет исключена из школы за своё стихотворение. В нём она пишет: «я понимаю убийства в Коннектикуте. Я знаю, почему он нажал на курок». Причину она видит в том, что люди «чувствуют себя беспомощными». А «правительство наше – это стыд, и общество себя не обвинит». Она говорит также слова, которые оказываются лейтмотивом у многих, оказавшихся в положении жертв: «мою доброту они приняли за слабость». Примечательно, что ранее, когда та же девушка писала и даже специально показывала учителям свои стихи о печали и суициде, они не вызывали нареканий. Что же будет дальше? Смогут ли власть и общество извлечь уроки? Время покажет...

Картина дня

наверх