На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Наши Детки

22 280 подписчиков

И учёба, и забава. Знакомим ребёнка с народными промыслами

Чем самодельные игрушки отличаются от заводских?

 

Наши эксперты – руководитель творческого объединения «Дымковская игрушка» Союза художников России Надежда Менчикова и мастерица народных промыслов творческого объединения «Дымковская игрушка» Союза художников России Нина Борнякова.

Не только сувенир

Произведения мастеров и мастериц русских народных промыслов – лапти и туески из бересты, кружевные салфетки, деревянная посуда… – нередко воспринимаются современными людьми исключительно в качестве сувениров, созданных для украшения жилища, и приятных воспоминаний о поездках по стране.

К сожалению, наши соотечественники часто забывают о первоначальном предназначении этих самобытных предметов.

 

Дымковскую игрушку взрослые обычно покупают для себя, не задумываясь о том, что глиняные фигурки птичек, барышень, курочек, различные многофигурные композиции созданы в первую очередь для игр и обучения детей. Ребятишкам обязательно нужно дать возможность с первых лет жизни играть не только с заводскими, но и с самодельными игрушками, хранящими тепло человеческих рук.

Кстати, с финансовой точки зрения приобретение традиционных игрушек из глины, дерева, лозы, соломки, лоскутков ткани вполне доступно. Чтобы порадовать ребёнка небольшой дымковской игрушкой, умещающейся в дет­ской ладони, вполне достаточно ста – ста пятидесяти рублей.

Сделай сам!

Главное отличие самодельной игрушки от заводских состоит в том, что в традиционные народные игрушки ребёнок может не только играть, но и участвовать в их изготовлении. Четырёх-, пятилетние малыши под руководством взрослых с удовольствием лепят и расписывают глиняные фигурки, внимательно наблюдают за процессом их обжига в печи.

 

Ребёнок по праву гордится тем, что он самостоятельно создал «шедевр». Даже совсем маленькие дети прекрасно понимают, что каждая самодельная игрушка создаётся в единственном числе, что она имеет своё лицо, свою душу. Штампованные завод­ские игрушки не могут этим похвастаться. Таким образом, знакомство с народными промыслами – это приобщение детей к творчеству.

В Кировской области школы и курсы ремёсел действуют практически в каждом районе. Большое внимание уделяют работе с подрастающим поколением и мастерицы творческого объединения «Дымков­ская игрушка».

Женское ремесло

Глиняные игрушки получили название «дымковские» по названию слободы Дымково, где в XVI веке зародился этот промысел. Ныне Дымково является частью областного центра, а до середины XX века слобода была деревенским предместьем Кирова.

Изготовлением глиняных игрушек занимаются исключительно женщины. Так сложилось исторически. В слободе Дымково мужчины-гончары лепили посуду, горшки, различные бытовые предметы, а их жёны и дочери из остатков глины стали делать игрушки. Они получили распространение не только в крестьянских избах, но и в дворянских усадьбах Вятской губернии.

Идеал красоты

 

Родителям не стоит забывать о педагогическом значении игрушки. В процессе игры ребёнок не только познаёт окружающий мир, но и начинает знаком­ство с основополагающими нравственными и духовными ценностями. Важнейшее место среди дымковских игрушек занимают женские фигуры: нарядные барыни и крестьянки.

 

Дымковские барышни должны быть округлыми, упитанными, дородными, румяными, горделивыми… Они олицетворяют традиционный крестьянский идеал красоты, который неподвластен сегодняшним веяниям моды. В этом плане наши «дамы» весьма отличаются от костлявых, худосочных заокеанских кукол, игры с которыми нередко способствуют развитию анорексии у девочек.

Семейные ценности

У всех фигурок людей – и мужчин, и женщин – открытые, добродушные и немного удивлённые лица. Этот эффект достигается благодаря дугообразным бровям, а также изображению рта в виде точек. Дымковская игрушка учит детей доброте, спокойст­вию и гармонии. Она также способствует развитию семейных ценностей.

Наши мастерицы любят создавать многофигурные композиции родителей с детьми. Как правило, изображаются многодетные семьи: с тремя, четырьмя, пятью ребятишками. Таким образом, исподволь, с юных лет, детям даётся «установка» на создание большой, крепкой семьи.

Трудолюбие и романтика

 

Многие дымковские игрушки посвящены крестьянскому труду. Глиняные фигурки представляют доярок с коровами, свинарок с поросятами, птичниц с выводком утят… В игровой форме детям даются уроки трудолюбия.

 

Подростки всегда обращают внимание на многофигурные композиции, представляющие романтические рандеву парней и девчат. Можно увидеть кавалеров, пришедших на свидание с гармошками, букетами цветов…

Скоро наступят новогодние каникулы, найдите возможность во время них провести пару вечеров с детьми за лепкой, рисованием, рукоделием. Поверьте, эти вечера они запомнят надолго.

Источник aif.ru

Картина дня

наверх